TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Кто же венец творения? илья фоняков

"ЖЕНЩИНА", - УТВЕРЖДАЮТ АВТОРЫ ЗАБЫТОГО СОЧИНЕНИЯ XVII ВЕКА.
- Послушай, я не удивлюсь, если следующим нашим президентом
будет женщина! - такими словами ошарашил меня мой приятель.
- У тебя уже есть кандидатура? - подозрительно спросил я.
- Пока нет. Но среди мужиков ее уж точно не видно. Да и
вообще дело идет к матриархату...
Уже взрослым человеком я держал в руках газету с
корреспонденцией о первой в мире женщине-премьер-министре. Ею
стала Сиримаво Бандаранаике, унаследовавшая высокий пост от мужа
- главы правительства Цейлон (Шри-Ланка) Соломона Бандаранаике,
убитого террористами. С тех пор процесс, что называется, пошел:
Индира Ганди, "железная леди" Маргарет Тэтчер, Беназир Бхутто,
женщины-президенты и премьер-министры в Израиле, странах
Скандинавии, Латинской Америки.
Да и другие сферы жизни, традиционно считавшиеся мужскими,
явно "феминизируются". Скажем, ректор моего родного
Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета -
женщина. Тоже впервые в его истории.
В связи с этим неожиданное звучание обретает, на мой взгляд,
старинное сочинение, о котором в статье под названием "Голос о
женском достоинстве из XVIII века" рассказывает доктор
философских наук профессор Юрий Солонин.
Собственно, восходит это сочинение даже к XVI веку, являясь,
по- видимому, переводом одной из работ Агриппы Неттесгеймского -
врача, алхимика и философа эпохи немецкого Возрождения. Но
перевод, судя по всему, был достаточно вольным. Можно говорить о
"русской версии" текста. Цель ее - польстить государыне Екатерине
Великой, восшествие которой на российский престол было, мягко
говоря, не слишком легитимным. В 1784 году - к моменту публикации
перевода "иждивением императорской Академии Наук" - дело это было
достаточно давним, но все же, как полагали авторы, лишняя доза
замаскированной лести не должна была повредить. Они просчитались:
сочинение, опубликованное под названием "О благородстве и
преимуществе женского пола", показалось государыне вольнодумным и
"куриозным". Понадобилось вмешательство ее личного духовника
Ивана Ивановича Памфилова, человека весьма влиятельного, чтобы
отвести неприятности от авторов - братьев Ивана и Петра
Алексеевых, которые и сами были священнослужителями. Судя по
имеющимся документам, Иван был автором русского текста, а Петр,
занимавший пост протоиерея Архангельского собора в Москве
(одного из главных храмов России), осуществлял, говоря
современным языком, научное руководство.
Естественно, все аргументы в пользу "благородства и
преимущества женского пола" черпались из Священного писания.
Какие же это были аргументы?
На первом месте - доказательство "от имени". Имя "Ева",
означающее "жизнь", несомненно выше и значительнее имени "Адам",
означающего просто "земля".
Далее следует очень существенный аргумент "от порядка
творения": создатель мира действовал, как известно, в строгой
последовательности, восходя от простого к сложному, от низшего к
высшему. Сначала произошли минералы, потом "растущия", то есть
"древа и былия", наконец, "животные, то есть звери,
пресмыкающиеся, плавающие, летающие и четвероногие". "Последними
сотворил подобных себе двух человеков, мужа прежде, а потом жену,
которой приведены к окончанию с созданием небеса, земля и все
украшения". Созданием женщины завершился весь цикл мироздания,
поставлена заключительная точка, и, выходит, не человек вообще, а
именно человек в образе женщины является венцом творения. "Итак
понеже жена есть последнее из сотворенных, то кто поспорит, чтобы
она не была превосходнейшая всех тварей?" - говорится в
сочинении.
Но этого мало: рассмотрим вслед за авторами, где были
сотворены первые люди. Женщина - в раю, прекраснейшем на свете
месте, мужчина же - "вне оного, на простом поле, с животными и
зверьми вместе". Кстати, склонность женщин потуплять взор
происходит, по мысли авторов, вовсе не от природной скромности и
готовности к подчинению, а от привычки смотреть на мир с некой
высоты.
Далее: из чего были созданы оба существа? Традиционное
толкование: мужчина первичен, женщина вторична, ибо сотворена из
его ребра.
Трактовка авторов: мужчина - из земли, из праха, из того же,
из чего созданы животные, женщина же - из вещества более
высокого, из материи "очищенной, оживленной и одушевленной,
участвующей божественного смысла". Более того, лишившись ребра,
мужчина постоянно испытывает подсознательное чувство неполноты,
несовершенства, говоря современным языком - комплекс
неполноценности, что женщине абсолютно и по праву не присуще.
Наконец, и в грехопадении, в чем женщину часто упрекают, ей
принадлежала все-таки не активная, а пассивная роль.
Сочинение "О благородстве и преимуществе женского пола" дало
название всей книге, в которой опубликована статья профессора
Солонина. Книга эта - сборник статей по истории "женского"
вопроса в России. Здесь и материалы о знаменитых "бестужевках", и
рассказы о деятельности на государственном и просветительском
поприще великой княгини Елены Павловны - жены великого князя
Михаила, брата Александра I и Николая I, тут и очерк о
женщине-философе "серебряного века" Марии Безобразовой, и
свидетельства о том, как воспринимались в России творчество и
личность мадам де Сталь, известной писательницы и одной из первых
в мире женщин-политиков, далекой предшественницы Тэтчер и Бхутто,
Олбрайт и Хакамады... Так что, может быть, и не лишены оснований
предсказания моего приятеля о грядущем возрождении матриархата?
Тем более что под мужским управлением мир и впрямь все чаще
оказывается в тупике.




07-08-1998, Труд