TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Деньги - на выборы, вкладчики - перед выбором

ГАЛИНА ШУМИЛИНА.
Предвыборная кампания обещает стать настоящим омутом,
затягивающим в себя огромные материальные ресурсы. "По тревоге"
подняты налоговые органы, политики ведут переговоры с банками,
суля им привилегии в случае своей победы. Средства населения,
казалось бы, привлекаются только в виде добровольных
пожертвований. Однако это далеко не так.
Существует еще один, не афишируемый способ аккумуляции
материальных ресурсов - не платить по долгам. Особенно в этом
преуспевают местные администрации, в свое время бравшие
гигантские кредиты у ведущих российских банков. Государственные
структуры традиционно считались самыми надежными заемщиками.
Августовский кризис 1998 г
развеял этот миф. Сперва дефолт объявила центральная власть, а
теперь по ее стопам идет местная. Отказываются от своих
финансовых обязательств многие региональные администрации, став
едва ли не самыми недобросовестными заемщиками. При этом регионы
обычно ссылаются на бюджетные трудности, нехватку средств для
выплаты зарплат, засуху... Но в частных беседах их руководители
нередко признают, что накануне выборов всех уровней они не могут
отвлекать ресурсы на погашение долгов.
Между тем банковские кредиты - это в значительной степени
деньги вкладчиков. Для "проблемных" банков дебиторская
задолженность является основным источником погашения долгов перед
физическими лицами, а, например, для Инкомбанка, у которого
отозвана лицензия, - едва ли не единственным, потому что он не
имеет права платить вкладчикам непосредственно со своих счетов.
"Инком" разработал несколько методик, позволяющих
расплачиваться с вкладчиками без нарушений закона. Все эти схемы
основаны на том, что выплачивает деньги не сам банк, а его
должники. Среди последних ведущие позиции принадлежат
региональным администрациям, долги которых перед Инкомбанком в
основном превышают его задолженность перед местными вкладчиками.
Например, Свердловская область должна "Инкому" почти 62 млн.
руб. и еще 45 млн. руб. - по областным краткосрочным
обязательствам. А банк должен свердловским вкладчикам менее 25
млн. руб. Астраханцам Инкомбанк должен не более 2 млн. рублей.
Местная администрация с 1997 г должна банку почти 14 млн. руб.
и более 3 млн. долларов. Формально она признает свои
обязательства, но тем не менее даже не включила соответствующую
строку в бюджет на 1999 г То есть, привлекая кредиты, чиновники
даже не планируют по ним расплачиватся.
Огромный дисбаланс в Якутии. Министерство финансов этой
республики задолжало "Инкому" 7,2 млн. руб., Комдрагмет - 8
миллионов. К тому же правительство республики выступало гарантом
по до сих пор не погашенному кредитному договору Инкомбанка с ФПК
"Сахазолото" на 38 млн. рублей. В то же время якутские вкладчики
не могут получить каких-то 9 миллионов.
Если якутское правительство просто отказывается платить, то
другие региональные администрации пытаются найти "обходные пути".
Например, администрации Омска и области объявили себя
неплатежеспособными и не собираются погашать долг в 46 млн. руб.,
требуя взаимозачета. Такая же ситуация и в Челябинской области.
Напомним: закон в таких случаях запрещает взаимозачеты и требует
погашения долгов "живыми" деньгами.
Инкомбанк, понимая тяжелое финансовое положение регионов,
пытается пойти им навстречу. Например, Липецкой области, которая
должна "Инкому" 64 млн. руб., предлагалось заключить мировое
соглашение, по которому единовременно погашалась бы только
основная часть долга (38 млн. руб.), а на процентные платежи
давалась бы рассрочка на 5 лет. Однако в Липецке отказались, и
банку пришлось действовать через суд. Арбитраж признал правоту
"Инкома", но дал администрации отсрочку выплат "до сбора урожая
сахарной свеклы". При этом задолженности перед физическими лицами
в области у Инкомбанка нет. Однако возврат кредита Липецкой
областной администрацией мог бы обеспечить погашение частных
вкладов на всей территории Центрального Черноземья.
Не хотят платить по своим счетам мэрия Новосибирска
(задолженность перед Инкомбанком почти 32 млн. руб.),
администрации Алтайского края (более 11 млн. руб.), Братска (6,3
млн. руб.), Саратовской обл. (собственный долг 33 млн. руб. и
гарантии по кредиту местной Продовольственной корпорации на 8,6
млн. долл.).
Среди добросовестных заемщиков, исправно погашающих свои
долги, - только администрации Московского региона, Ставрополья и
Ростовской области. Кроме того, готова принять участие в
погашении задолженности частным вкладчикам Пенза, но местное
управление Центробанка запретило региональным банкам участвовать
в схемах, предлагаемых "Инкомом".
Сегодня выплаты вкладчикам Инкомбанка идут за счет дебиторской
задолженности предприятий, однако возврат долгов администрациями
заметно активизировал бы этот процесс.
Неплатежи по долгам, безусловно, могут пополнить предвыборную
кассу мэров и губернаторов. Однако им не стоит забывать, что
вкладчики одновременно являются и избирателями.




07-09-1999, Труд