TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Паром эстония взорван? юрий строганов

Слухи о том, что затонувший пять лет назад в Балтийском море
паром "Эстония" был взорван, получили новые подтверждения. Однако
власти Эстонии, Швеции и Финляндии пока не спешат прибегать к
новому расследованию. Агентство BNS приводит мнение
премьер-министра Эстонии Марта Лаара, который считает, что нет
серьезного повода для сомнений в выводах международной комиссии,
объявившей, что судно погибло из-за недостатков в конструкции,
слишком большой скорости и сильного шторма. Напомним, что в ту
трагическую сентябрьскую ночь утонули 852 человека.
Но столь ли уж неколебимы выводы международной комиссии? Не
так давно "Труд" сообщал о мнении некоторых экспертов: паром
затонул из-за взрыва. Такая версия была в ходу сразу после
трагедии. Даже высказывались предположения, будто сработала
международная мафия, пытавшаяся скрыть какой-то груз на судне, а
потом якобы пропал кое-кто из спасшихся членов экипажа. Тогда эта
версия не получила подтверждения. Однако в последнее время
появляется все больше новых фактов, которые заставляют усомниться
в справедливости выводов комиссии. Так, эстонская газета недавно
достала видеозапись, сделанную водолазами. На экране -
изображение носовой части судна, возле бокового замка люка
отчетливо виден пакет оранжевого цвета размерами 15х20 см.
Английские и германские эксперты утверждают, что это взрывчатка,
сообщает газета.
Газета "Eesti Pаevaleht" приводит мнение эстонского
специалиста по взрывчатым веществам полковника Удо-Меэме
Леттенса. Он после просмотра этих же кадров в основном согласился
с мнением английских и германских экспертов: "Это может быть
взрывчатка, которая называется пластит". Правда, полковник
высказал предположение, что оранжевый пакет похож и на источник
питания, используемый подрывниками для электрических детонаторов.
Бывший второй штурман парома "Эстония" Роланд Лемендик после
знакомства с видеозаписью сразу сказал, что эта оранжевая коробка
вообще является посторонним предметом, которого не должно быть
около носового люка. Еще больше сомнений в справедливости
официальной версии посеял полковник Леттенс, когда позже ему
удалось посмотреть другую видеозапись затонувшего судна. Там он
увидел еще один подозрительный пакет, находившийся на высоте
шестой палубы.
Инициаторы нового расследования написали властям Эстонии,
Швеции и Финляндии письма с требованием создать новую комиссию
для выяснения причин катастрофы и еще раз обследовать затонувшее
судно. Руководитель центра исследования катастроф Кари Лехтола
заявил, что он лично доверяет официальным выводам комиссии, но
добавил, что "если правительства Эстонии или Швеции предложат
провести новое расследование, мы присоединимся к обсуждению этого
вопроса". А вот представитель министерства промышленности и
торговли Швеции Анна Бохман считает, что для нового расследования
все заинтересованные государства должны провести переговоры.
Представитель построившей "Эстонию" немецкой судоверфи
"Meyer-Werft" Петер Хольтаппельс сказал, что его предприятие
готово обсудить вопрос о финансировании операции, если власти
Эстонии, Швеции и Финляндии вновь захотят послать водолазов на
затонувший паром.
Но пока "Эстония" хранит свою тайну на дне Балтики.




07-09-1999, Труд