TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

МУЗЫКА. ГИПНОЗ ЕВГЕНИЯ СВЕТЛАНОВА. НА РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ, ПОХОЖЕ, НЕ ДЕЙСТВУЕТ. СЕРГЕЙ БИРЮКОВ. Государственный а..

МУЗЫКА.
ГИПНОЗ ЕВГЕНИЯ СВЕТЛАНОВА.
НА РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ, ПОХОЖЕ, НЕ ДЕЙСТВУЕТ.
СЕРГЕЙ БИРЮКОВ.
Государственный академический симфонический оркестр.
Оркестр Евгения Светланова. Эти понятия синонимичны вот уже 33
года. Мы говорим - ГАСО, подразумеваем... ну и так далее.
Конечно, лидер - лицо коллектива, и естественно разговор об
оркестре вести с его руководителем. Тем более сейчас, когда весь
музыкальный мир отмечает 70-летие Евгения Федоровича.
...Но вот незадача - последние месяцы прославленного дирижера
не было в России: он работал за рубежом, да и отдыхать тоже
предпочел вне пределов Отечества. Однако оркестр-то - здесь.
Почему бы не поговорить с оркестрантами, не посмотреть на
ситуацию их глазами? Ведь и они - артисты. Артисты Светланова...
Видимо, я попал в точку, обратившись к этим не избалованным
чрезмерным вниманием прессы людям - они с готовностью
откликнулись на предложение встретиться. И вот мы сидим кружком
за тяжелым столом темного дерева в той самой артистической
Большого зала Консерватории, которую я привык видеть в минуты
торжества ее обитателей - знаменитых музыкантов, благосклонно
принимающих после концерта поздравления поклонников... Нынче
знакомая комната в тусклом дневном освещении предстала в ином
виде. Да и разговор пошел далеко не только о светлой стороне
жизни музыкантов.
Самое первое впечатление: все они беззаветно влюблены в своего
шефа - за его огромный музыкантский и человеческий масштаб, за
умение сплотить коллектив своей железной волей, при этом давая
возможность каждому оркестранту выразить себя в исполняемой
музыке. "Играйте, как чувствуете, я пойду за вами" - его
характерное высказывание на репетиции.
Они чуть ли не всерьез считают его "потрясающим гипнотизером".
Волшебство - под его взглядом музыканты играют, по их
собственным словам, лучше, чем могут. На меня наперебой сыпались
воспоминания о звездных часах оркестра и дирижера, о том, как
"шедеврально" прозвучало 25 лет назад вступление к опере
"Зигфрид", какую невероятную кульминацию Светланов "выжал" из
оркестра 30 лет назад в "Весне священной"...
Оркестр - их второй, а может быть, первый дом, семья. И не
только в переносном смысле. У одного из моих собеседников,
виолончелиста Георгия Капитонова тут же работает супруга, у
другого, гобоиста Анатолия Любимова (кстати, народного артиста
России) - дочь. И Георгий, и Анатолий служат в оркестре более
четверти века, виолончелист Аркадий Буданицкий и вовсе играет в
коллективе 31 год - а в общей сложности на сцене свыше полувека,
видел перед собой полторы сотни дирижеров, в том числе Германа
Абендрота, Леопольда Стоковского, Игоря Маркевича, Франца
Конвичного... Но, конечно, и для него Светланов - главная фигура
музыкального мира.
Его исключительные качества лидера, ансамблиста поразили
Аркадия Семеновича еще в 1946 году, когда довелось познакомиться
с будущим дирижером, вместе играть в трио...
Если записать все то, о чем, перебивая друг друга и себя,
поведали мне музыканты - о блестяще сыгранных Светлановым
премьерах произведений Шостаковича, Щедрина, Эшпая, Хренникова,
многих других современных композиторов, о записи Евгением
Федоровичем уникальной антологии русской симфонической музыки, о
его подвижнической работе по возрождению к жизни незаслуженно
забытых партитур, о том, как Светланов репетирует, как он помнит
по именам всех музыкантов оркестров, с которыми ему приходилось
сотрудничать, сколько знаменитых ныне дирижеров прошло школу
маэстро в качестве его помощников, - получилось бы нечто,
выходящее за газетные рамки. Но я, слушая увлеченно говорящих
людей, чувствовал себя сущим ренегатом, ибо на языке у меня
вертелась реплика, всю диссонантность которой в этой ситуации я
отчетливо ощущал - и тем не менее произнес:
- Некоторые авторитетные музыканты, с которыми довелось
беседовать, считают, что в последнее время качество звучания ГАСО
ухудшилось...
Мои собеседники умолкают, мнутся.
- Нам кажется, что когда мы играем со Светлановым, со звуком
все в порядке. Может быть, с другими дирижерами...
А потом, махнув рукой на дипломатию:
- Ведь мы видим его очень редко. Раньше у нас с Евгением
Федоровичем случалось и до пяти концертов в месяц, к каждому из
которых проводилось по три-четыре репетиции.
Но уже много лет руководитель играет с нами в Москве всего
пять концертов в сезон. С зарубежными оркестрами у него
выступлений куда больше - и в Гааге, и в Стокгольме, и в Лондоне,
и в Токио...
Что ж, из этих слов музыкантов можно сделать вывод, что
мировая востребованность Светланова возросла. А можно сказать
резче:
Россия постепенно теряет одного из лучших за всю ее историю
дирижеров. Как теряет или уже потеряла многих выдающихся
артистов, режиссеров, художников. Ну в самом деле, что ж это
такое: человек, никогда не обивавший ничьих порогов, добившийся
мировой славы исключительно трудом и талантом, вынужден на рубеже
восьмого десятка лет ходить по начальственным кабинетам и
выпрашивать мизерную прибавку к мизерной зарплате оркестрантов.
И ведь ходил, превозмогая себя, и добился, даже для нескольких
оркестров сразу. Теперь у него в коллективе разброс зарплат от
730 аж до 1100 рублей. Меньше, чем у иного дворника. За
интенсивнейший, высококвалифицированный труд. Попробуйте-ка
подуть по пять часов в день в трубу или тромбон. Только подуть, я
уж не говорю о виртуозной работе пальцев, о работе души, наконец.
Исполнитель теряет за концерт три килограмма веса, признался
мне кларнетист Иван Оленчик.
Притом большинство оркестрантов имеют вторую, третью работу -
в музыкальных школах, училищах, а кое-кто и за рулем такси, в
ночных пекарнях... Когда год назад здесь гастролировал знаменитый
американский скрипач Исаак Стерн, он поразился, с какой скоростью
опустела сцена через минуту после окончания репетиции. Только и
успел пробормотать: "Господа, а как же общение?.." Конечно, он-то
привык иметь дело с музыкантами, располагающими ежемесячным
доходом в 3-5 тысяч долларов. Разумеется, им не нужно бежать
сломя голову на приработок...
Не спасают оркестр и зарубежные гастроли, в которых раньше
можно было прилично заработать. Теперь из СНГ на Запад хлынул
огромный поток коллективов, чьи музыканты готовы обходиться без
гостиниц, спать в автобусах, соглашаются на суточные в 10-20
долларов (и никакого гонорара сверх того) - лишь бы, влача
полуголодное существование, что-то сэкономить из этих грошей и
привезти своим семьям. Цены на русские оркестры сильно упали.
Конечно, на эти унизительные условия светлановцы не
соглашаются, но, увы, игра без гонорара за суточные теперь и ими
воспринимается как норма: все равно отечественная зарплата в
четыре раза меньше.
Надо ли удивляться, что при всей любви к Светланову некоторые
музыканты все же уходят от него в другие коллективы. К этому
добавляется, увы, естественная - а порой противоестественная -
убыль: так, месяц назад скоропостижно скончался второй дирижер
оркестра, талантливейший человек - 42-летний Игорь Головчин...
- Мы забыты сильными мира сего, им нет до нас дела, -
заключает Аркадий Буданицкий, и коллеги его поддерживают. - Это,
между прочим, заметно даже по тому, кем наши концерты посещаются.
Раньше, например, Горбачев с супругой, как там к ним ни
относись, были нашими постоянными слушателями. А вот Ельцин,
по-моему, нас не слушал ни разу. На концерт японского дирижера
недавно явился (и то, говорят, выдержал только одно отделение), а
на свой родной коллектив - ни ногой. Людей из правительства почти
не видно в зале...
Аркадий Семенович прав: государственный оркестр (и не он один)
фактически брошен на произвол судьбы. Коллектив такого ранга не
имеет давно заслуженного им статуса особо ценного объекта
культуры. По счастью, в дирекции ГАСО работают энергичные люди,
умеющие, что называется, находить возможности. Оказалось, что в
наше время ездить по родной стране бывает даже выгоднее, чем за
границу. Регионы испытывают духовный голод, зовут к себе оркестр,
местная администрация вполне способна принять коллектив на
высоком уровне - предоставив четырехзвездочную гостиницу,
трехразовое питание, хороший гонорар. Как были рады светлановцам,
например, в Смоленске! И артисты рады - ведь они истосковались по
отечественной публике, самой благодарной, как им кажется, в мире.
На рождественские праздники 1999 года намечены гастроли в
Новосибирск. Ведутся переговоры с Кемерово, Красноярском,
Томском...
- Мы все равно будем играть филармонические концерты, ведь
музыка должна звучать, - говорит директор оркестра Александр
Румянцев. - А средства к существованию добудем другим путем.
Каким? Во всем мире симфонические оркестры, оперные театры и
им подобные академические коллективы существуют на средства
спонсоров. Быть меценатом "Ла Скала" или Нью-Йоркского
филармонического оркестра почетно, к этому стремятся. Конечно,
Россия не Запад, да и кризис... Но неужели нет в Отечестве
состоятельных людей, чей уровень культуры достаточен для
понимания, сколь это престижно, когда твоя фамилия называется
рядом с именем Евгения Светланова? Сколь благородно это - помочь
сохранить уникальный оркестр.
Дай Бог нам опамятоваться.
P.S.
Завтра, наконец, и московская публика увидит Евгения
Светланова:
в Большом театре состоится юбилейный концерт маэстро, в
программу которого вошли фрагменты из лучших постановок дирижера
в ГАБТе - опер "Сказание о невидимом граде Китеже" и "Золотой
петушок" Римского-Корсакова, а также его коронная Вторая симфония
Рахманинова.
Сразу по приезде в столицу Евгений Федорович провел пресс-
конференцию.
- Никогда, ни на один момент я не сомневался в том, что
является главным для меня, - сказал музыкант. - Госоркестр считаю
своим детищем, в которое вложил все, что умел, и все, что мог И
это однозначно. Но, кроме того, я имел неосторожность взвалить на
свои плечи шефство над голландским оркестром, оркестром Шведского
радио, с которым меня связывает 22-летняя творческая дружба. И,
конечно, мне очень жаль, когда я еще могу что-то, отказываться от
приглашений во Францию, Англию, Японию... Не знаю, может быть, я
делаю ошибку. Наш великий и неповторимый дирижер Евгений
Александрович Мравинский, кроме своего оркестра, ни с кем не имел
дела и не выступал. Но у меня так не получилось.
Евгений Федорович признался, что лелеет огромное количество
творческих планов:
- Неосуществленная мечта - это то, что держит еще на этом
свете.
Я еще не спел свою лучшую песню как композитор. А что касается
дирижерских замыслов... Жажда открывать новое, прекрасное,
неизвестное, забытое - вот что меня толкнуло к дирижированию. У
меня на столе лежат такие партитуры, что, если бы вы их сейчас
могли услышать одну за другой, вы просто бы забыли про все на
свете. Я этим живу и мечтаю скорее их сыграть.




07-10-1998, Труд