TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Искать и верить до последнего

Сергей ИЩЕНКО.
По-прежнему ничего не известно о судьбе трех пилотов двух
российских боевых самолетов, не вернувшихся с задания в небе
Чечни.
Напомним, что 3 октября пропал штурмовик Су-25 с двумя членами
экипажа, выполнявший разведку позиций бандформирований в районе
селения Толстой-Юрт. Сутками позже над территорией, не
подконтрольной нашим войскам, исчез и направленный на поиски того
штурмовика фронтовой бомбардировщик Су-24. О причинах потерь в
Главном штабе ВВС не говорят ничего определенного, хотя
становится все более очевидным: у террористов в мятежной
республике появились переносные зенитно-ракетные комплексы
"Стингер" или их российские аналоги "Игла" и "Стрела". Скорее
всего, именно такими ракетами и были сбиты самолеты.
В Главном штабе ВВС нас заверили - делается все возможное,
чтобы установить судьбу летчиков и по возможности их спасти. В
ходе поисково-спасательных работ в районы падения штурмовика и
бомбардировщика уже совершено более 30 самолето- и
вертолетовылетов. В работах участвует не только авиация 4-й
воздушной армии, которой принадлежат потерянные боевые машины, но
и вертолеты сухопутных и внутренних войск. Увы, все пока тщетно.
По неизвестной причине не удается даже запеленговать сигналы
аварийных маяков, которыми снабжены летчики.
О том, как в России организуются такие работы, "Труду"
рассказали в Федеральном управлении авиационно-космического
поиска и спасания. По словам специалистов, в целом по стране для
спасения попавших в беду экипажей на дежурство ежедневно
заступает не менее 35 самолетов и 110 вертолетов. Среди них - и
дежурные силы воздушной армии, в состав которой входили
потерянные в Чечне машины. В обычных условиях готовность
спасателей к вылету - 20 минут для вертолета и 30 минут для
самолета. А в ходе боевых действий, как в Чечне, поисковики
находятся в кабинах в немедленной готовности к вылету.
Главный ориентир для них - сигнал аварийного радиомаяка
"Комар-2-М", которым снабжен каждый пилот. Обычно сигнал
включается сразу после катапультирования. Его пеленгуют
космические спутники системы "КОСПАС-САРСАТ" и наземные средства.
Они и наводят поисковые группы на оказавшегося на земле пилота.
Почему же на этот раз столь надежная система пока не
сработала? Наши собеседники высказали два предположения. Первое -
все летчики погибли еще в воздухе, и поэтому маяки не включились.
Но это маловероятно, ведь мощность боевого заряда ракеты
переносного зенитно-ракетного комплекса не столь уж велика.
Второе - не исключено, что, катапультируясь, пилоты сознательно
отключили свои "Комары".
Ведь работают они на международной, а значит, всем, в том
числе и чеченцам известной частоте. В таком случае скрыться было
бы действительно трудно. Приземлившиеся во вражеском тылу летчики
обычно маяк включают только тогда, когда над головой раздается
шум своего самолета или вертолета.
Так что надежда на спасение есть, а поиск продолжается.




07-10-1999, Труд