Скупой платит дважды
ЖАДНЫЙ ЕЩЕ БОЛЬШЕ.
С точки зрения водителей сегодняшние цены на бензин, конечно,
высоки. Но они ни в какое сравнение не идут с ценами в Америке,
Европе и даже некоторых азиатских странах.
Но дело, собственно, даже не столько в цене на бензин, сколько
в благоприятной экономической ситуации, которая складывается
сейчас в России. По признанию международных экспертов, мы сделали
неожиданно резкий рывок вперед в развитии своей экономики.
Благодаря политической стабилизации, эффекту девальвации и,
пожалуй, самое главное - стремительному и непреклонному росту цен
на нефть Россия в 2000 году получила уже 300 млрд. рублей
дополнительных доходов в бюджет. Сам же бюджет на одну треть
состоит из экспортно- импортных пошлин, львиная доля которых
выплачивается нефтяными компаниями государству за экспорт нефти.
Как долго может продолжаться такая благоприятная ситуация на
мировых рынках нефти?
Хотелось бы верить, что долго. Но прогнозы экспертов и мировой
опыт показывают: за повышением цен должна последовать их
коррекция. А значит, снова можем остаться у "разбитого корыта".
Если бы это все происходило в отдаленной перспективе, хотя бы
лет через десять, можно было бы надеяться на экономическое чудо -
переход на другие энергоносители или хотя бы на развитие в России
других отраслей экономики, производящих продукты, пользующиеся
спросом на международном рынке. Но поскольку понижение цен на
нефть может произойти в ближайшие год-два, то остается искать
выход.
Как это ни парадоксально, но единственный верный выход - это и
есть экономическое чудо. Оно невозможно без инвестирования.
Воспетый нами иностранный инвестор мог бы дать нам денег на чудо,
но это все-таки пока журавль в небе. А государственные инвестиции
в комментариях не нуждаются: они всегда раздавались "самым
перспективным", но потом бесследно исчезали. Остается надеяться
на бизнес. И, как каждому понятно, - это опять-таки та же самая
нефтянка, которая сегодня инвестирует ежегодно до 5 млрд.
долларов, и не только в себя, но и в химическую промышленность,
металлургическую и машиностроительную.
Казалось бы, все понятно. Но, как всегда, не все так просто.
Нам нужно в ближайшее время долги перед иностранными кредиторами
погашать. Где взять? Деньги-то немаленькие.
Чего мудрить, коль скоро в нефтегазовой отрасли дела идут
хорошо, нужно налоговый пресс, давящий на отрасль, немного
подзатянуть, заодно можно и на внутренние государственные нужды
денег поиметь. На пять-шесть миллиардов долларов больше или
меньше, какая разница?
Но шесть миллиардов - это как раз та сумма, при изъятии
которой из отрасли, по оценкам экспертов, будут сворачиваться
инвестиционные программы.
Что сие означает? Прежде всего падение в ближайшее время
объемов добычи нефти на 15 - 20 процентов связи с истощением
разведанных запасов и износом оборудования. Далее следует
удорожание непосредственно бензина и солярки в самой России в
пределах 250 процентов.
Но и это повышение - так себе, семечки. В пакете налоговых
инициатив, предлагаемых правительством, помимо повышения
экспортных пошлин, доступа к экспортной трубе через аукционы,
отмены инвестиционных льгот по налогу на прибыль есть чрезвычайно
"полезное" изобретение: принудительное повышение внутренних
трансфертных цен на нефть.
Имеются в виду цены, которые компании устанавливают внутри
себя при передаче нефти от добывающих подразделений к
перерабатывающим. Естественно, что эти цены стремятся к значению
себестоимости добычи. Издержки сокращаются везде, где только
можно.
Так вот. Чтобы увеличить за счет этих внутренних сделок
налогооблагаемую базу, предлагается административным путем
повысить эти цены до рыночных.
В России внутреннего рынка сырой нефти нет. Почти 98 процентов
уходит на экспорт или перерабатывается на НПЗ, входящих в
холдинги. Значит, рыночная цена - это цена на международных
рынках. Там она даже после падения будет превышать в несколько
раз складывающиеся сегодня в России внутренние трансфертные цены.
Получается, что себестоимость переработки опять же вырастет. И
рост цены на бензин в 250 процентов как снежный ком дополнится
ростом как минимум на 45 процентов только в связи с повышением
трансфертных цен.
Если бы все упиралось только в цены на бензин, это было бы еще
полбеды. Но дело все-таки в том, что решение государственных
проблем лежащими на поверхности и относительно легкими способами
не всегда дает желаемый результат. Слишком сиюминутной будет
выгода от ужесточения порядка налогообложения нефтяных компаний.
Вместо развития отрасли как локомотива для выталкивания из ямы
всей экономики можно добиться обратного эффекта.
Нефтянка по действующей шкале налогообложения должна отдавать
государству 65 процентов своей выручки. И вместо того, чтобы
создать для нее оптимальный налоговый режим, предполагающий, по
мнению экспертов, взимание не более 35 процентов от выручки,
отдельные члены кабинета министров стараются в угоду своим личным
амбициям или, пытаясь удержаться за свое кресло, выдавить из нее
максимум ресурсов.
Выдавить, конечно, можно. Но не хотелось бы почувствовать себя
на месте подданных одного из представителей французской монаршей
династии, который считал, что после его жизни всю Францию может
поглотить морская пучина и поэтому старался "жить на всю
катушку", не заботясь о будущем.
Федор КАПУСТИН.
09-12-2000, Труд