Черная магия pr-технологий
Сегодня, пожалуй, главная проблема, перед которой оказалась
Россия, заключается в следующем: удастся ли нам перейти от
конструирования виртуальных врагов и борьбы с ними к
плодотворному общественному диалогу, направленному на решение
реально существующих проблем?
Подобно Дон Кихоту, сражающемуся с ветряными мельницами, на
протяжении последних лет мы непрерывно боролись с призраками,
образами, абстракциями, будь то "номенклатурный реванш", "угроза
красно-коричневых" или другие аналогичные химеры. Свято веря в
реальность нами же придуманных призраков, мы безвозвратно теряли
время, тогда как другие страны осваивали новые технологии, делили
мировые рынки, совершенствовали систему распределения
национального дохода, заботились о развитии науки и культуры. И в
результате оставили нас далеко позади. Сегодня доля России на
мировых рынках наукоемкой продукции - всего один процент, и этим
многое сказано.
Мы оказались в "третьем дивизионе" мирового разделения труда.
Таков итог наших бессмысленных борений.
С приходом к власти президента Путина определилась наконец
долгожданная тенденция к "девиртуализации" российской политики, и
сегодня, к примеру, умозрительные построения того или иного
политтехнолога, конструирующего на страницах Интернета какую-то
"новую оппозицию", воспринимаются, скорее, как забава взрослого
младенца, - впрочем, не совсем безобидная.
К сожалению, не прекращаются попытки перевести политический
конфликт в некую виртуальную плоскость, подменить обсуждение
насущных проблем, волнующих граждан, борьбой с некими "силами
зла", существующими разве что в воображении их создателей. Как
правило, за такими попытками стоят интересы вполне материального,
земного свойства.
Примеров тому по всей России немало. Мы остановимся для
наглядности лишь на одном из них, к сожалению, далеко не
уникальном.
Всякий, кто следит за разворачивающимися на газетных площадях
и экранах телевизоров "информационными войнами", наверняка
обратил внимание на одну из наиболее интенсивных из них за
последнее время, направленную против нынешнего губернатора
Иркутской области Бориса Говорина.
Почему мы говорим именно об "информационной войне"? Дело в
том, что в развитых демократиях число публикаций по той или иной
проблеме, как правило, прямо пропорционально степени ее, так
сказать, событийности и информационной привлекательности. Есть
даже у журналистов и "пиарщиков" термин такой: "информационный
повод".
Что же может привлечь жаждущего ярких сенсаций московского
журналиста к проблемам Иркутской области? Какие-то чрезвычайные
происшествия вроде отключения света и тепла в Приморье? Но
таковых там нет и не предвидится. Ситуация в основном нормальная,
даже неинтересно как-то (для любителей сенсаций, разумеется).
Грядущие выборы? Но до них, по крайней мере, еще полгода.
Но, может быть, губернатор Иркутской области Говорин
чрезвычайно медийно активен - обожает красоваться на телеэкране
или газетных полосах - или же погряз в громких скандалах -
финансовых и политических? Опять же о таковых широкой
общественности ничего не известно. А сам губернатор до последнего
времени вообще уклонялся от каких-либо интервью, предпочитая
заниматься проблемами области.
Тогда что же? Чем объяснить, что число газетных публикаций с
критикой губернатора в иные дни переваливает за дюжину, да и
похожи они друг на друга, как близнецы-братья? Бывает и так, что
один и тот же материал публикуется в разных изданиях, что и вовсе
противоречит устоявшейся журналистской практике.
Специалистам ничего не надо пояснять: речь идет о хорошо
спланированной и организованной "PR-кампании". Вещь эта, как
известно, чрезвычайно затратная, особенно когда для нее не
имеется реального информационного повода. Такого рода купеческий
размах могут позволить себе только крупные олигархи. Нетрудно
догадаться, что именно конфликт между местными и московскими
олигархами, с одной стороны, и губернатором Говориным,
стремящимся участвовать в выстраивании реальной вертикали власти
- с другой, и послужил реальной причиной развернутого против
губернатора информационно-пропагандистского наступления.
Еще одна характерная примета информационных войн: финансовые и
технические возможности, имеющиеся в распоряжении их участников,
значительно превосходят их собственный, так сказать, "творческий
потенциал". Иные публикации просто потрясают своей
бессодержательностью: прочел полполосы, две трети полосы - и
ничего! Ни единого факта, одна вода в ступе!
Рассмотрим, что называется без гнева и пристрастия,
используемые в нашем случае типичные приемы PR-акции. Принципы
фабрикации политического компромата давно и хорошо известны; они
изложены в ряде специальных работ; мне и самому об этом
приходилось писать не один раз.
ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ. "Верую, ибо это нелепо". Чем парадоксальнее
приводимая аргументация, тем более обыватель склонен верить ей.
Авторы десятков публикаций утверждают, например, что властный
и деспотичный губернатор "парализовал" работу Законодательного
собрания Иркутской области, которое, вероятно, затерроризировано
до такой степени, что никак не может избрать своего председателя
и приступить к работе. А народ, надо думать, измучен ожиданием:
когда же, ну когда они начнут "законотворчествовать"?
Любой разумный человек, не загипнотизированный потоком
"разоблачительных" публикаций, непременно возразит: да при чем же
здесь губернатор? В самом деле, на пост председателя реально есть
два основных кандидата - патриарх местной олигархии 70-летний
генеральный директор "Иркутскэнерго" Виктор Боровский и директор
Иркутского авиационного производственного объединения Владимир
Ковальков. Ни тот, ни другой никак не наберут необходимого
большинства голосов. Губернатор Говорин, который в свое время
предложил кандидатуру Ковалькова, как утверждают знающие его
люди, уже давно устал от этой истории и согласен на любую
кандидатуру из этих двух либо даже на какую-то третью. Но нет:
если верить десяткам "разоблачительных" публикаций, именно он не
позволяет избрать лидера иркутских законодателей. Вот только
каким образом? Но это остается за кадром. Неужели гипноз или
черная магия? Нет, магии-то как раз нет. Есть только ее
навязчивое "разоблачение".
Ну да ладно, не избрали пока председателя. Что с того? Может
быть, народ стонет и дня прожить не может без главы
Законодательного собрания области? Нет, жизнь идет своим чередом:
предприятия работают, зарплата выплачивается, перебоев с
транспортом не отмечается. Страсти кипят лишь на страницах
определенной части прессы, преимущественно столичной.
Вот вам и пример "виртуализации" политики со стороны "черных"
политтехнологов: вместо того, чтобы обсуждать проблемы жизни
людей, искусственно раздувается конфликт вокруг главы
Законодательного собрания, причем простым гражданам от того, кто
этот пост займет, ни холодно, что называется, ни жарко: как
показывают опросы общественного мнения, большинство даже не
знает, кто именно на этот пост претендует.
ПРИНЦИП ВТОРОЙ: "Удушить в дружеских объятиях!" То есть
приписать оппоненту таких "друзей", что страшнее всяких врагов.
Противники Говорина во что бы то ни стало пытаются доказать,
что губернатор дружит с некими весьма одиозными в общественном
мнении личностями. Например, с Анатолием Чубайсом, которому он
будто бы вознамерился передать компанию "Иркутскэнерго",
возглавляемую вышеупомянутым несостоявшимся главой
Законодательного собрания Виктором Боровским. Не беда, что
сделать этого губернатор при всем желании не в состоянии. Да и
нет у него такого желания. Не беда и то, что Чубайса он, скорее
всего, имел счастье видеть не более двух раз в жизни и никаких
общих интересов с ним не имеет. За неимением чего-то лучшего
сгодится и такая аргументация.
У особо ретивых получается еще глупее. Совсем недавно
губернатора "уличили" в дружбе с писателем Валентином Распутиным
- "националистом" и "ретроградом". Это как раз правда. В смысле
дружбы, конечно, а не "ретроградства" замечательного писателя.
Но, думается, это обстоятельство репутацию губернатора в глазах
жителей области вряд ли испортит.
ПРИНЦИП ТРЕТИЙ. "Вначале налепим "бубнового туза", а затем
станем разбираться". То есть заклеймим перво-наперво, а там видно
будет.
Формулировку этого принципа меньшевик Валентинов приписывает
Ленину. Действует безотказно. Вначале, к примеру, придумывается,
что губернатор Говорин включен в некий составленный Кремлем
"черный список" губернаторов. А потом уже выясняется, что
никакого такого "черного списка" не существует в природе. Да и
все равно Кремлю на самом деле, кто именно там или здесь будет
губернатором, лишь бы этот человек был лоялен центральной власти,
умел толково хозяйствовать, не воровал и не допускал дурацких
высказываний в духе двух последних курских "воевод".
С этой точки зрения Говорин - вообще почти идеальный кандидат:
в высокую политику не лезет, на "судьбоносные" темы не
рассуждает, в скандалы не вовлечен, в коррупции не замечен -
типичный хозяйственник.
Последнее, кстати, признают и его оппоненты. Но не совсем. Вот
в области реализуется программа борьбы со СПИДом. И вроде бы
успешно. Но нет, говорят оппоненты, тут что-то нечисто: "Если
звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно". Не иначе,
хитроумный губернатор хочет извлечь из этой программы нечто для
себя. Может, известность, а может, какие-то иностранные деньги
привлечь. Кто знает? На всякий случай надо осудить.
ПРИНЦИП ЧЕТВЕРТЫЙ: "Война - это мир, свобода - это рабство, в
невежестве - сила". Эти принципы оруэлловского "министерства
правды", основанные на так называемом двоемыслии, - то есть
готовности немедленно признать, что дважды два - пять, а черное
есть белое - широко используются современными политтехнологами.
Вот некая газета постулирует тезис: народ любит диктаторов.
Примеры: Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Мао Цзэдун, Саддам Хусейн,
Муамар Каддафи. Далее идет констатация факта: народ с
подозрительным уважением относится к иркутскому губернатору.
Вывод: губернатор Говорин - диктатор. Для тех, кто еще не овладел
искусством "двоемыслия", комментариев, что называется, не
требуется.
ПРИНЦИП ПЯТЫЙ: "Что позволено Юпитеру - не позволено быку".
Из статьи в статью (я насчитал 30 публикаций на эту тему)
кочует самое "страшное" обвинение: губернатор Говорин некогда
поддерживал "Отечество", а потом вдруг поддержал и "Единство".
Отвлечемся от того факта, что губернатор Говорин никогда не
проявлял интереса к "высокой политике", поскольку все последние
годы "вытягивал" область из того "омута", в который завел ее его
предшественник, и поддерживал диалог со всеми реально
существующими партиями и движениями. Предположим на минуту, что
так оно и есть. Но и что с того? Мало ли у нас политиков, которые
уже перебывали в десятках партий и движений? Взять того же
Руцкого, которого хором защищают те же самые издания, что поносят
Говорина. В скольких политических организациях он состоял:
"Отечество" (другое, не лужковское), Компартия РСФСР, "Коммунисты
за демократию", Демократическая партия коммунистов России,
Народная партия Свободная Россия, Гражданский Союз, Согласие во
имя России, "Держава", "Единство" - хватит перечислять или еще? И
что же? А ничего. Что позволено...
На что здесь расчет? Что народ поверит информационным
манипуляторам? Вряд ли. Люди начинают верить реальным делам. Что
на всю эту информационную вакханалию обратит внимание президент?
Ну что вы, право... Дел у него других, что ли, нет? Или же надо
просто "осваивать" выделенные на "черный" пиар средства? Так
неэффективно они осваиваются, тщательнее надо.
Не пора ли поставить точку в этом фарсе? Из высшей математики
известно, что сумма бесконечно малых величин есть величина
бесконечно малая. А именно такова, полагаю, в конечном-то итоге
ценность каждой из вышеупомянутых публикаций в отдельности. Да и
затеянной PR- кампании в целом. Не пора ли угомониться?
Николай КОТОВ.
08-12-2000, Труд