TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Бен ладена изловим вместе

По просьбе корреспондента "Труда" ситуацию вокруг попыток
Вашингтона склонить Москву к совместной военной акции против
талибов прокомментировал заместитель председателя Комитета по
международным делам Госдумы РФ Константин КОСАЧЕВ.
- На Западе в последнее время действительно ходят упорные
слухи о возможности совместных действий России и Соединенных
Штатов в рамках операции "Возмездие" против афганского движения
"Талибан". Однако на официальном уровне Москва пока опровергает
такого рода информацию. И нет оснований не верить опровержению.
Если бы Россия рассматривала подобные планы, то такие решения
просто невозможны без соответствующих консультаций с Советом
Федерации, который, по Конституции РФ, регулирует у нас
применение вооруженных сил за рубежом.
Теперь о целесообразности и возможности подобного
сотрудничества между Вашингтоном и Москвой. Согласно новой
российской оборонной доктрине применение военной силы в отношении
потенциального агрессора возможно только при существовании
непосредственной угрозы России, ее территориальной целостности,
безопасности граждан, политическим и экономическим интересам
страны. Насколько я знаю, сейчас непосредственному давлению со
стороны талибов подвергаются в первую очередь центральноазиатские
государства, в частности Узбекистан и Таджикистан. Очевидно, что
Россия имеет определенные обязательства перед этими государствами
по обеспечению их безопасности и предпринимает конкретные меры к
их выполнению. Кстати, последние соглашения о создании
евразийского союза и служат формированию юридических рамок
сотрудничества Москвы с этими государствами. Таким образом Россия
обеспечивает свою безопасность уже на дальних подступах.
Однако в настоящее время прямой угрозы, затрагивающей
территорию России, со стороны талибов нет. Своеобразный буфер в
виде упомянутых стран сохраняется. В этой ситуации я считал бы
целесообразным ограничить российские контрмеры против талибов
действиями по укреплению обороноспособности и пограничного режима
названных мною государств. Очевидно, что это было бы тактически
мудрым и дальновидным ходом - решать собственные проблемы с
использованием тех возможностей, которые предоставляют нам
соседние страны. Иначе Россия, на мой взгляд, может стать в один
ряд с Соединенными Штатами, когда Вашингтон в своих действиях
против Югославии присвоил себе право международного судьи и пошел
на незаконное применение вооруженной силы за пределами зоны
ответственности блока НАТО.
Безусловно, наибольшую для нас опасность представляет
поддержка талибами сепаратистских сил в Чечне. Но, я думаю, что
удары по базам террористов на территории Афганистана задачу
обеспечения территориальной целостности РФ не решат. Она гораздо
более сложная и не сводится только к внешнему фактору. Думаю, что
чеченская проблема может быть решена только за счет внутренних
резервов, в частности путем политического диалога со всеми
влиятельными чеченскими лидерами.
Что касается сотрудничества с США в борьбе с международным
терроризмом в преломлении к Афганистану, то полностью его
отвергать не следует. Вопрос только в методах достижения целей.
Москва и Вашингтон могли бы активно взаимодействовать по линии
спецслужб, включая, допускаю, совместные акции по устранению
лидеров террористических организаций, к примеру, того же Усамы
бен Ладена. При этом устранение вовсе не означает их физической
ликвидации, а скорее всего, речь может идти об их нейтрализации -
захват, пленение, вывоз в другие страны, арест и предание суду.
Все-таки вопросы морали и этики должны здесь превалировать. Также
имеет смысл более эффективно воздействовать на ситуацию в регионе
через ужесточение режима поставок сюда оружия, энергоносителей и
промышленных товаров.
Александр ПТАШКИН.




08-12-2000, Труд