TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

сябры молятся небу, земле и простору белорусский театр, не дождавшись внимания со стороны московских коллег, дружит с провинциальными коллективами россии

Сегодня, в пору культурной изоляции когда-то тесно связанных
между собой театральных деятелей России и Белоруссии,
празднование 80- летнего юбилея драматического театра имени Янки
Купалы прошло "в своем кругу", можно сказать, по-семейному. К
тому же этот сюжет затмил политический саммит глав СНГ,
проходивший в Минске одновременно с театральным праздником. И
хотя город сверкал разноцветными огнями, как разукрашенная
рождественская елка, юбиляры понимали: это не в их честь. Просто
так совпало.
Национальный театр был открыт в 1920 году на базе Белорусского
товарищества драмы и комедии, в здании, где с 1890 года выступали
Мария Савина, Николай Варламов, Вера Комиссаржевская, Александр
Южин, где в 1908-м ставил "Балаганчик" Всеволод Мейерхольд. В
течение многих десятилетий театр поставлял "Мосфильму" и
"Ленфильму" лучших своих артистов: Галину Макарову и Стефанию
Станюту, Николая Еременко и Геннадия Овсяникова, Виктора Тарасова
и Августа Милованова... Именно "купаловцы" открыли России
драматургов Андрея Макаенка и Алексея Дударева, поведавших
зрителям жестокую правду о войне и современной вымирающей
деревне. Впрочем, сейчас в России эти темы не котируются на
театральном рынке. А вот белорусские режиссеры не считают
зазорным для себя обращаться к тому, что составляет смысл бытия
людей, живущих на этой земле, прозванной в народе матерью -
кормилицей, так как помнят стихи Янки Купалы.
Молюся я небу, земле и простору, Могучему Богу - всему свету
молюся.
В течение 80 лет каждый новый сезон коллектив начинает
спектаклем "Павлинка" по пьесе белорусского поэта, своего рода
"Синей птицей" нескольких актерских поколений этого театра.
Только на четыре года во время войны они покинули свой Дом,
эвакуированные в Томск, где показывали спектакли сибирякам.
Приехавший на юбилей директор Томского театра подарил
"купаловцам" частичку деревянного штакетника, на котором
крепились декорации "Павлинки". Из всех подарков, включая
огромную корзину с цветами от президента Лукашенко, этот был
самым дорогим, ибо "память сердца" - сильнее всего. К сожалению,
ни Союз театральных деятелей России, ни Министерство культуры РФ
не прислали своих делегатов к дорогим "сябрам", ограничившись
только поздравительными телеграммами. В разговоре со мной молодой
директор театра Геннадий Давыдько сказал, что им сейчас в Москве
на "Золотой маске" делать нечего, потому что столичные критики в
любом случае отдадут предпочтение какому-нибудь своему
коллективу.
Тем не менее "купаловцы" наводят мосты с российскими
коллективами в провинции, проезжая мимо Москвы. В прошлом сезоне
они побывали на международном фестивале в Тольятти
(информационным спонсором которого был "Труд"), и получили там
Гран-при за спектакль "Лес" в постановке Валерия Раевского, вот
уже 30 лет возглавляющего этот театр. Предстоящие летние гастроли
минчане собираются провести в Калининграде и в Вильнюсе.
Специально ради поездки в Литву главный режиссер репетирует
исторический спектакль, навеянный белорусско-литовскими
летописями XV-XVI веков.
Купаловский театр не очень-то переживает из-за равнодушия
Москвы, ведь он может творчески сотрудничать и с другими
соседями: Литвой, Латвией, Польшей. К тому же теперь, когда
провинциальные театры в России экономически самостоятельны и не
зависят от Министерства культуры, они сами выбирают себе
партнеров в дальнем и ближнем зарубежье, - например, в
Белоруссии.
Любовь Лебедина.




08-12-2000, Труд