Подделки - в любом магазине
Если ничего не изменится, то уже через пару лет на российских
прилавках почти невозможно будет найти подлинный товар - его
оттеснят фальшивки. Таково мнение специалистов, прозвучавшее на
конференции по проблемам защиты потребительского рынка от
фальсифицированной, опасной и некачественной продукции,
организованной по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ. О
том, насколько серьезна эта угроза для потребителя, рассказывает
председатель комитета по торговле ТПП РФ Юрий ТВИЛДИАНИ.
- Где покупатель чаще всего сталкивается с поддельными
товарами?
- Раньше это был рынок, сейчас контрафактные товары можно
обнаружить в любом, даже очень солидном магазине. Практически
каждый третий товар на прилавке - подделка. Среди винно-водочных
изделий их 60 процентов, среди парфюмерии, косметики не меньше
половины. Одежда, обувь, стиральные порошки, растительное масло,
газированные напитки, бытовая электроника - словом, невозможно
назвать товарную группу, где нет фальшивок. Имеются даже своего
рода рекорды: 90 процентов напитков, продаваемых под названием
"квас", - это газировки, насыщенные "химией", и настоящим квасом
от них даже не пахнет.
Больше всего нарваться на подделку рискуют покупатели, которые
следуют советам рекламы. А объясняется это тем, что чаще
подделывают товары, которые активнее рекламируются. В этом списке
- паста "Бленд-а-мед", порошки "Ариель" и "Тайд", мыло
"Сейфгард", шампунь "Хэд энд Шолдерс". Не так давно на вещевых
рынках Москвы эксперты отобрали образцы товаров, на которых
стояла торговая марка "Проктер энд Гэмбл", и оказалось, что 70
процентов купленных изделий никакого отношения к этой торговой
марке не имеет.
- Тогда что же это было, и чем мы рискуем, покупая поддельные
товары?
- Рискуем не только деньгами, но и здоровьем. Попытки выяснить
происхождение контрафактных товаров чаще всего приводят к
границам Китая, Вьетнама, Кореи, Польши и Индии. Однако выявить
по документам изготовителя фальшивок или поставщика очень сложно.
Индустрия фальшивок накопила очень солидный опыт. Товар прогоняют
через сеть мелких фирм-посредников. При этом плодятся копии
сопроводительных документов, теряются первоисточники, и
появляется множество сертификатов соответствия, как правило, тоже
поддельных. Так прячется отправной пункт фальсификата. В
результате правоохранительные органы не могут возбудить уголовное
дело.
И здесь я хочу остановиться на очень важной стороне проблемы,
которой участники конференции уделили большое внимание. Дело в
том, что производство поддельной продукции является основой
теневой экономики, поскольку именно она утаивается от легального
оборота. Во многих странах в качестве эффективного средства
борьбы с теневым оборотом с начала восьмидесятых годов успешно
применяется голографическое маркирование товаров. Это позволяет
быстро установить изготовителя подделки и изъять ее с рынка.
Технический прогресс позволил сделать маркирование недорогим и
необременительным для потребителя. Поэтому голографическая защита
товаров введена в Венгрии, в Австралии, Турции, Мексике...
Правительство РФ приняло постановление 601, которым ввело
маркирование голограммами для компьютеров, аудио- и видеотехники.
За небольшой срок действия, с октября прошлого года, принятые
меры доказали свою эффективность. За полгода из нелегального
оборота изъято более семи миллионов единиц подделок, благодаря
чему на 1 миллиард 350 миллионов рублей увеличились поступления в
бюджет.
Обследование, проведенное по заказу ТПП РФ, показало, что
многие руководители предприятий положительно оценивают эти меры.
Участники конференции рекомендовали правительству РФ
распространить действие постановления 601 на импортные товары,
ювелирные изделия и алкогольную продукцию отечественного
производства.
- Подделка стоит дешевле оригинального товара, и если
потребителю такая покупка выгодна, - что можно этому
противопоставить?
- В том-то и дело, что, покупая подделку, мы всегда
проигрываем, даже если нам кажется, что покупка выгодна из-за
более низкой цены. По бросовой цене продается "поддельное
качество", одна только наклейка, имеющая внешнее сходство с
настоящей фирменной маркой. А под этой наклейкой - водопроводная
вода вместо минеральной или вместо элитного табака фирменных
сигарет - загрязненный и отбракованный. В лаборатории Союза
потребителей России была проведена экспертиза некоторых продуктов
массового спроса, которые постоянно присутствуют в продаже в
большинстве городов. Эксперты установили, что в питание
непригодны 48 процентов консервированной тушенки, паштетов и
голубцов, 43 процента круп и 41 процент чая. Но все это регулярно
поступает в продажу и так же регулярно раскупается. Так же, как и
спиртсодержащая отрава. За первое полугодие 2000 года закрыто
1766 подпольных цехов по производству алкоголя, но за это же
время от отравлений поддельной водкой умерло в полтора раза
больше людей, чем за тот же период 1999 года. Такова истинная
цена фальшивок на наших прилавках.
Есть и другая опасность, не связанная напрямую с контрафактной
продукцией. Это отсутствие контроля за использованием продуктов,
полученных с помощью новейших биотехнологий. Всевозможные пищевые
добавки, консерванты, красители, ароматизаторы и стабилизаторы,
обозначенные индексом Е, часто содержат компоненты, запрещенные к
использованию в пищевом производстве в развитых странах. А у нас
это проходит. Генетически измененная соя закупается и завозится
сейчас к нам в огромных количествах. Это дешевое сырье не
считается в развитых странах пригодным для производства
продуктов. У нас его массовым порядком используют почти все
мясокомбинаты для выпуска консервов и колбас. Словом, обман
покупателей и прямые убытки владельцев товарных знаков и
государства достигли таких масштабов, что сейчас уже срочно
требуются общенациональные меры противодействия.
- Самое время ответить на тривиальные вопросы: кто виноват? и
что делать?
- Присутствие поддельных опасных товаров на потребительском
рынке довольно долго никого особенно не беспокоило. Рассуждали
примерно так: ну налепили где-то маек с символикой известной
спортивной фирмы или сигарет под "Мальборо" наделали, так ведь и
продают это все по дешевке нашему не очень богатому народу и в
основном на барахолках. Понятно, что если хочешь иметь подлинный
продукт, иди в приличный магазин и плати совсем другие деньги.
Убытки зарубежных компаний вообще в расчет не принимались -
переживут, они и так богатые. Так было в первые годы реформ.
Сегодня, когда доля фальсификата стремительно увеличивается,
серьезные убытки несет не только предпринимательское сообщество,
но государство и общество в целом. В мае этого года Россия попала
в список стран, где отсутствует адекватная система защиты
интеллектуальных прав. Надо расценивать это как жесткое
предупреждение цивилизованного мира. Серьезные зарубежные
компании просто перестанут иметь с нами дело. Свои потери они и
так уже оценивают в сотни миллионов долларов в год.
Чтобы хотя бы начать выход из этой кризисной ситуации, надо
создать правовую основу общенациональной системы защиты
потребительского рынка от фальсифицированной продукции. Проекты
нескольких законов уже направлены участниками конференции в
органы законодательной власти. Если необходимо,
Торгово-промышленная палата готова провести совместное обсуждение
проекта Закона "О товарных знаках и наименованиях мест
происхождения товаров" с участием всех заинтересованных сторон,
чтобы в кратчайшие сроки этот правовой акт мог поступить на
рассмотрение законодателей.
Самое время ускорить разработку нормативных актов, вытекающих
из обязательств, которые Россия взяла на себя в рамках Всемирной
организации интеллектуальной собственности еще в 1996 году, когда
был подписан договор "О законах по товарным знакам".
Виктор ТОЛСТОВ.
08-12-2000, Труд