подглянем: что почем
Заканчивается год, в котором было немало непредсказуемости и
неопределенности. Были и устрашающие прогнозы. Помните,
предсказывалось резкое подорожание доллара, начало экономического
кризиса в США, который по всем ударит? Ничего этого, слава Богу,
не случилось. А что касается цен, то тут как раз никакой
неопределенности не было. В бюджете России на 2000 год была
заложена инфляция в размере 18 процентов. Фактически
потребительские цены могут оказаться выше на 3-3,5 процента. По
оценке нашего института, они вырастут на товары в среднем на
19,5-20 процентов, на услуги - на 35-36 процентов.
Во-первых, опять дорожал хлеб: за десять месяцев - в среднем
почти на 12 процентов. Если сравнивать с началом 90-х годов, то
размеры подорожания самого насущного продукта ужасающие - ржаной
хлеб вырос в цене в 40 раз! Только за последние три года хлеб
стал дороже более чем вдвое. Сколько бы ни пугали нас низкими
урожаями, в действительности нам всегда хватало собственного
зерна. А все эти импортные закупки и гуманитарная помощь, и
товарные кредиты на льготных условиях по большому счету были не
только не нужны, но даже вредны, так как приводили к нелепейшим
ситуациям. Как иначе можно назвать тот факт, что Россия в 1998
году, выпросив гуманитарные блага, стала затем полученное зерно
экспортировать. Было вывезено 1,7 млн. т пшеницы, что почти втрое
больше, чем в весьма урожайном 1997 году.
А сахар начал дорожать с мая и за полгода вырос в цене почти
на 70 процентов. Тут повлияло все: и подорожание водки, и сезон
заготовок, но больше всего - ожидаемое введение квот на его
импорт. И до сих пор цена продолжает расти. К концу года она
может оказаться примерно вдвое выше, чем в январе.
С середины третьего квартала стали заметно дорожать
мясопродукты, особенно свинина. Следом двинулись в рост цены и на
многие мясопродукты и копчености. Причем в первую очередь
подорожание коснулось продуктов российского производства.
Производители и продавцы не боятся поднимать цены, так как спрос
на отечественные мясопродукты продолжает расти. Качество
большинства мясных изделий в последние годы настолько выросло,
что покупатели пока готовы терпеть повышение цен. Но это
ненадолго. Уже отмечается сокращение размеров покупок ряда
мясопродуктов, особенно деликатесных.
Ситуация на рынке алкоголя вновь оказалась непростой. В
который раз повышались акцизы и минимальные цены на водку и
прочий крепкий алкоголь. На это рынок ответил резким ростом цен
на все крепкие напитки. Водка в первом квартале выросла в цене на
22 процента. Потом начались обсуждения очередных мероприятий по
нормализации алкогольного рынка. Этого было достаточно, чтобы
водка подорожала сразу на 5 процентов. Это говорит о том, что
даже разговоры об очередных мерах по "нормализации" рынка
любимого напитка приводят к всплеску цен на него.
Пока на алкогольном рынке затишье. Ситуация с ресурсами вполне
определенна: водки в нынешнем году, по нашей оценке, будет
произведено примерно на 7 процентов меньше по сравнению с
прошлогодними объемами. А вот ресурсы отечественных виноградных
вин, коньяков и шампанского явно недостаточны - только за
последние 10 лет объемы производства вина и коньяков сократились
более чем втрое, а шампанского - в 1,7 раза.
До конца года резких изменений ситуации на рынке алкоголя не
предвидится. Заметное оживление, как всегда, внесут праздники. С
учетом этого все алкогольные напитки в целом за год, по нашей
оценке, могут вырасти в цене на 25-26 процентов, в том числе
отечественная водка - в среднем на 40-42 процента.
В отличие от предыдущих лет ткани, одежда и обувь дорожают
чуть быстрее по сравнению с культурно-бытовыми и хозяйственными
товарами. Причина в крайне ограниченном платежеспособном спросе.
В такой ситуации население вынуждено приобретать лишь самое
необходимое. Изделия легкой промышленности продолжают
"лидировать" в плане роста цен по сравнению с
культбытхозтоварами: в целом за год, по нашей оценке, ткани,
одежда и обувь могут подорожать в среднем на 25-26 процентов,
товары культбытхоза - на 22-23 процента.
Я не случайно столько внимания уделила анализу ценовой
ситуации уходящего года, это необходимо для того, чтобы
попытаться определить динамику розничных цен на товары в 2001
году. Скажу сразу - цены будут продолжать расти, и все товары
могут подорожать в среднем на 25 процентов. Нет пока достаточных
условий для того, чтобы процесс подорожания прекратился. Что
касается продуктов питания, то больше всего вопросов пока
вызывает ситуация с сахаром и мясопродуктами.
До сих пор конкурс по распределению квот на ввоз сахара не
проведен. Поэтому возможны два варианта: либо эти квоты уже
тихонечко поделены, и тогда нас ожидает дальнейшее повышение цен
на сахар как минимум еще на 40-50 процентов. Либо конкурс вообще
не будет проведен, и тогда с нового года в Россию хлынет поток
дешевого сахара и его цены упадут, но, разумеется, не до отметки
10 рублей за кг, как было в начале нынешнего года, а скорее
всего, до 13-14 рублей.
А с ценами на мясопродукты будут сказываться инфляционные
ожидания, а попросту спекулятивные тенденции производителей.
Стремясь получить прибыль и одновременно подстраховываясь, они
уже сейчас поднимают цены на свою продукцию. Остановить их может
лишь заметное сокращение спроса. В таком случае рост цен на
большинство мясопродуктов к концу будущего полугодия постепенно
замедлится. А дальше все будет зависеть от нового урожая.
По остальным продуктам ситуация существенно не изменится. В
целом за год все продукты питания могут вырасти в цене примерно
на 18- 20 процентов.
Исходя из практики прошлых лет, можно предположить, что в
будущем году все алкогольные напитки подорожают еще как минимум
на 28-30 процентов, в том числе российская водка - на 35-40
процентов.
С непродовольственными товарами несколько легче. Динамика их
цен в значительной степени определяется динамикой доходов
населения. Но резкого роста доходов на будущий год не
прогнозируется, для этого нет объективных условий. Поэтому
подорожание может быть примерно таким же, как в нынешнем году, -
25-27 процентов. Может произойти лишь одно, но весьма важное
изменение. Рост денежных доходов все-таки приведет к некоторому
оживлению спроса на культурно-бытовые и хозяйственные товары, и
они вновь будут дорожать одинаковыми темпами с изделиями легкой
промышленности.
Прогноз цен, тем более неутешительный, - занятие
неблагодарное. Сбудется - плохо для покупателей, не сбудется -
плохо для прогнозистов. А не сбыться может запросто - слишком
много факторов влияет на его исход. Тут и цены на нефть, и тарифы
естественных монополий, и кредитно-денежная политика государства,
и курс рубля, и налоговая система, и многое другое.
Это относится и к мировым ценам на нефть. Сейчас все заняты
прогнозами - когда они снизятся. Кто говорит - к концу лета, кто
- весной. Скорее всего, они снизятся в начале лета будущего года.
И это также наложит определенный отпечаток на нашу экономику, в
том числе и на динамику цен. Так что если данные прогнозы и не
сбудутся, то только в худшую сторону, то есть размеры подорожания
будут еще больше.
Жанна ЕВДОКИМОВА, ведущий научный сотрудник Всероссийского НИИ
потребительского рынка и маркетинга.
08-12-2000, Труд