TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Присосались

ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ ВОРУЮТ КОНДЕНСАТ ИЗ ТРУБОПРОВОДОВ.
Вертолет на небольшой высоте идет вдоль линии газопровода. Из
иллюминатора хорошо видна бескрайняя тундра с редкими стволами
оголившихся на зиму невысоких лиственниц, корявых и хилых от
сильных морозов и ветров.
Такие полеты вдоль трассы устраиваются регулярно для проверки
состояния трубы, обеспечения ее безопасности.
- Аппаратура отображает изменения давления в случае аварийной
утечки газа. Аварии, правда, случаются редко, а вот кражи
конденсата - чаще, - говорит начальник Новоуренгойского
линейно-производственного управления "Сургутгазпрома" Марат
Измайлов. - Однажды "злоумышленники" даже пытались наладить чуть
ли не промышленный отбор прямо из продуктопровода. Воры успели
проложить отводную трубу метров на четыреста. Но наша служба
безопасности попытку подключения к магистрали пресекла.
Главный инженер предприятия Алексей Иванов рассказывал, что
совсем недавно, после того как аппаратура показала падение
давления в трубе, в десятках километров от Нового Уренгоя была
захвачена с поличным группа любителей легкой наживы. Эти
"специалисты" приехали на шести машинах, и попались они лишь
из-за того, что не все бензовозы смогли подъехать к месту отбора
ценного продукта из магистрали.
Как правило, подобные попытки воровства остаются для
похитителей безнаказанными. Вот и едут на "промысел" все кому не
лень. Был случай, когда в Заполярье задержали с ворованным
конденсатом машину аж из Волгограда. Однажды при попытке
заправить цистерну ворованным конденсатом воры грубейшим образом
нарушили требования техники безопасности, в результате чего
возник пожар. В огне сгорел и бензовоз любителей легкой наживы.
Но неудачи и даже материальные потери их не отпугивают.
- Чтобы получить деньги, какие платят за один бензовоз с
конденсатом, - поясняет Марат Измайлов, - даже
высокооплачиваемому специалисту с нашими северными надбавками
надо работать несколько месяцев...
Сбыть ворованное не составляет труда, поскольку в последнее
время открыты пункты приема конденсата.
Во времена пресловутого бартера многие геологические и частные
фирмы расплачивались за материалы и оборудование добываемым
конденсатом. Так с тех пор и повелось, что при приемке мало кого
интересует происхождение сдаваемого продукта. Такая практика
позволяет вести "черную" бухгалтерию и воровать уже принятый и
оприходованный конденсат прямо из трубы во время его
транспортировки на перерабатывающий завод в Сургут.
Практически все дороги газодобывающего Севера являются
ведомственными, построенными на деньги Газпрома для обслуживания
месторождений. Этой мощной структуре, заинтересованной в
наведении порядка на территории, надо бы установить самый жесткий
контроль за передвижением автотранспорта, особенно - бензовозов.
Если учесть, что сегодня на Ямале добывается миллион тонн
конденсата, а к 2010 году его добыча возрастет до 15 миллионов
тонн, то даже один потерянный в результате хищения процент
впечатляет любого, кто сотни тысяч тонн разворованного продукта
пересчитает на рубли.
А пока "Сургутгазпром" вынужден предпринимать собственные
усилия. Главный инженер Алексей Иванов резюмирует:
- Мы стали заваривать электросваркой все задвижки. Это,
конечно, тоже варварство, нарушение правил эксплуатации,
технологии, но мера вынужденная. Кроме того, у нас имеется
система телемеханики на южном участке, сейчас строим такую и на
северном. Импортное оборудование с высокой точностью позволяет
обнаружить любое изменение давления. Система телемеханики нового
поколения устанавливается на предприятиях "Сургутгазпрома",
"Тюменьтрансгаза", "Ямбурггаздобычи". Но одна лишь техника без
комплексных мер во всей системе Газпрома, усилий служб
безопасности, четко налаженного контроля за приемкой конденсата
со стороны федеральных налоговых органов и органов правопорядка
мало что даст.
Пока же воровство конденсата прямо из магистрали продолжается.
И не исключено, что так будет до тех пор, пока, не дай Бог, не
случится во время очередной кражи большая беда.
Леонид ИВАНОВ, спец. корр. "Труда".




08-12-2001, Труд