Ульяновская реституция
НА РОДИНЕ ВОЖДЯ РЕВОЛЮЦИИ СНОВА ПРОКЛАДЫВАЮТ "ПУТЬ К
СОЦИАЛИЗМУ".
Суть дела: в нынешнем ноябре ульяновский суд с подачи
Ульяновского областного комитета по управлению государственным
имуществом принял решение о деприватизации одного из лучших
предприятий региона - ОАО "Ульяновскнефть". И таким образом лишил
акционеров предприятия, которым в основном является его трудовой
коллектив, добросовестно приобретенной собственности.
Найти управу на местных чиновников в регионах всегда было
непросто. Никто не удивляется, когда возбужденные по инициативе
местных властей судебные иски к кому бы то ни было выигрываются
региональной бюрократией с легкостью необыкновенной. И лишь
обращение в следующую инстанцию, вплоть до высшей, "до самой
Москвы" помогает восстановить законность, да и то не всегда. А
сколько времени и сил приходилось тратить на поиски
справедливости!
В последние два года, однако, появилась надежда, что Россия
вновь станет единым государством. Что столь частые случаи
произвола местных властей будут решительно изживаться, а буква
закона надежно оградит добросовестных предпринимателей от
посягательств чиновников - порукой чему явится сильная
федеральная власть. Увы, практика свидетельствует, что в
глубинке, в разного рода медвежьих углах всевластие местных
чиновников, помноженное на круговую поруку, и сейчас "правит
бал". И, как в совсем недавние времена правления Ельцина,
политическая целесообразность, по-своему понимаемая региональными
"помпадурами", частенько еще доминирует над соображениями
законности.
В процессе о деприватизации "Ульяновскнефти", как уже сказано,
истцом выступает местный Комитет по управлению государственным
имуществом. Иными словами, тот же орган, который вместе с
администрацией области (правда, в ином "персональном составе") и
принимал аж в 1993 году все те решения, которые ныне признаны
ульяновским судом недействительными. На сей раз областной КУГИ
вдруг "прозрел" и решил, что восемь лет назад компания (в то
время госпредприятие - НГДУ "Ульяновскнефть") была
приватизирована "в нарушение предусмотренных законом порядка и
способов". Других оснований для этой "реституции" в исковом
заявлении не приведено.
Получается, что сегодня хочу - приватизирую, завтра не хочу -
назад отбираю.
Не будем сейчас разбираться в юридических тонкостях способов
приватизации, которые использовались в те времена, - хорошо
известно, что "обиженных" в процессе разгосударствления
общенародного имущества тогда и потом было немало. Будем
надеяться, что в нашем случае "ульяновской реституции"
вышестоящий суд во всем разберется и установит истину. Но здесь
бы надо учесть еще одно немаловажное обстоятельство: в начале
нынешнего года президент России Владимир Путин, обращаясь к
Федеральному Собранию, четко и недвусмысленно заявил, что
пересмотра итогов приватизации в России не будет и ни о какой
деприватизации не может быть и речи.
Ульяновским властителям все как с гуся вода. Прослушав
послание, они отправились готовить иск, по сути и состоящий
именно в пересмотре итогов приватизации. Их логика видится
незатейливой: Москва далеко, а здесь, под боком, - успешно
развивающееся предприятие, которое есть смысл передать (вместе с
немалыми финансовыми потоками) "в хорошие руки". Ведь не секрет,
что после деприватизации "Ульяновскнефти" во главе компании,
наверное, будут поставлены... местные же чиновники.
Местный суд, естественно, поддержал заявителей - рука руку
моет. Мотивировка, с которой это решение было принято, достойна
особого упоминания. Суд учел тот факт, что "предприятие
занимается добычей и переработкой нефти, которая для области
имеет стратегическое значение: при наличии энергетического
кризиса в области контроль государства за добычей и переработкой
нефти полностью утрачен".
В принципе суд должен руководствоваться нормами закона. Однако
в Арбитражно-процессуальном кодексе Российской Федерации нет ни
слова об энергетическом кризисе в Ульяновской области как поводе
для фактической национализации частного имущества. Нет упоминаний
о нем ни в Законе "О приватизации", ни в прочих российских
нормативных актах.
Кстати, в целом по Российской Федерации сегодня подавляющее
большинство предприятий нефтяного комплекса тоже находятся в
частных руках - но правительство страны почему-то не помышляет о
возврате нефтедобычи и нефтепереработки назад, в
госсобственность. Может быть, потому, что мы такое уже
"проходили" - причем в течение аж 75 лет, и ни к чему хорошему
это не привело?
Но если забыть о российском опыте "строительства социализма" и
даже о том, что в России существует федеральное законодательство,
то в местных ульяновских законах, вероятно, можно прописать, что
местный КУГИ может конфисковать ("деприватизировать"), скажем,
еще и колбасный завод - если на прилавках будет мало
"Любительской", или ткацкую фабрику в случае перебоев с ситчиком.
А других оснований у чиновников нет - "Ульяновскнефть" честно
добывает нефть, исправно платит налоги, инвестирует средства в
развитие производства и даже создает новые рабочие места.
Получается у акционеров все это довольно неплохо. Вместе с
прочими жителями области акционеры компании как физические лица
честно платят за электричество и тепло в своих домах и точно так
же, как и прочие жители региона - увы! - мерзнут в этих домах
(энергетический кризис в области и впрямь присутствует - правда,
не из-за нехватки нефти, а из-за неплатежей). Но если ульяновские
энергетики и коммунальщики не справляются со своими обязанностями
отопления и освещения жилищ, то почему же именно акционеры
"Ульяновскнефти" должны отвечать за это своим имуществом?
В ближайшее время казанский арбитражный суд рассмотрит
апелляцию ОАО "Ульяновскнефть" на решение ульяновского суда,
фактически принявшего одно из первых в России решений о
пересмотре итогов приватизации. И своим решением в некотором роде
казанский арбитражный суд ответит на вопрос, значит ли еще в
России что-то писаные законы и воля первого лица государства? Или
же несколько сот добросовестных приобретателей акций - в основном
работников предприятия - могут лишиться своей собственности
только из-за того, что местным чиновникам не нравятся решения их
предшественников.
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".
08-12-2001, Труд