TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Эдита пьеха: не бывает некрасивых женщин! знаменитая певица знает, как сохранить молодость

Эдита Пьеха никогда не скрывала своего возраста. Популярная
эстрадная артистка, она и в 30, и в 40, и в 50 лет без смущения и
ложного кокетства называла дату своего рождения - 31 июля 1937
года.
Есть в репертуаре артистки песня "Женский возраст": "... Для
женщин годы - не беда. Особый знает женщина секрет, ей власть над
временем дана: на сколько выглядит она - вот столько ей и лет!..".
Сама Эдита Станиславовна в полной мере владеет секретом
женской красоты, достаточно взглянуть на нее - всегда стройную,
лучезарную, со стильной прической и маникюром на ухоженных руках.
Даже дома, в своей небольшой питерской квартире, когда рядом
только близкие и можно, казалось бы, расслабиться, небрежно
накинуть на себя "все равно что", - она остается элегантной.
Как-то раз я засиделась у нее допоздна. Не заметили, как
пробило десять, одиннадцать. Внук артистки Стасик несколько раз
заглядывал в приоткрытую дверь. Потом вошел в комнату и громко
спросил у бабушки: "Дита, идем мы сегодня или не идем?" "Да-да,
сейчас пойдем, одевайся", - ответила Эдита Станиславовна. Был
январь, мороз, питерский ветер, на улице - темень... "Куда вы
собираетесь идти?" - удивилась я. Пьеха улыбнулась: "Гулять. Мы
каждый вечер в любое время года, какая бы погода ни стояла,
отправляемся со Стасиком на прогулку. Пять километров пешком -
наша норма".
В тот вечер, почти ночь, я присоединилась к ним. И убедилась:
"стартовав" от порога своего дома, Пьеха и ее внук прошагали без
остановки в хорошем темпе километров пять. Мне пришлось
постараться, чтобы не отстать от артистки, много старше меня
возрастом, и 10-летнего тогда мальчика...
Рослая, 174 см, Дита на протяжении многих лет весила не более
60 килограммов. Высокая грудь, прямая спина, стройные ноги - и
так год за годом, и когда была еще не замужем, и уже родив дочь,
и много позже, став бабушкой...
- Когда вы решили для себя, что если хочешь быть
привлекательной, изволь постоянно следить за собой - за тем, как
выглядишь, во что одеваешься, как ходишь?..
- В детстве, в предвоенные и военные годы я жила в такой
обстановке, где не приходилось думать о том, какая ты есть. Но
однажды, когда мне было уже неполных 17, глянула на себя в
зеркало и ужаснулась: длинная, худая, плечи опущены, руки висят
плетьми... Страшно закомплексовала. Особенно беспокоил высокий
рост. Все мои подружки в районе 160 сантиметров, а у меня "целых"
174! Потом приехала в Ленинград, поступила в университет на
философский факультет, где, кроме лекций и семинаров, училась по
капле изживать из себя комплексы.
Я с детства очень много двигалась. Это была потребность и
души, и тела. Физкультуру у нас в школе преподавала замечательная
учительница, которая выжимала из нас на уроках "все соки". А я
занималась с удовольствием. Это такое прекрасное ощущение, когда
работают твои мышцы, когда они послушны тебе, эластичны,
упруги...
В 1982 году я подготовила программу "25 лет на эстраде". Когда
над ней работала, пришлось быть не только артисткой, но и
сценаристкой, и режиссером, и администратором... Александр
Броневицкий, мой первый муж, с которым мы к тому времени уже
развелись, подошел ко мне после одного из юбилейных концертов и
сказал: "20 лет с тобой прожил, но не знал, что ты семижильная".
А все благодаря физкультуре, движению!
- Вы обмолвились, что были в юности "худой и длинной". Но ведь
это не плохо. Иные женщины что только для этого не
предпринимают...
- Все хорошо в меру. Плохо быть толстой. Но и чрезмерно худой
нехорошо. Мое детство пришлось на войну. Еды было мало, а
"сбалансированной", питательной - вообще никакой. Естественно,
это сказывалось на моем внешнем облике. Все изменилось, когда в
начале 50-х я приехала в Ленинград и поступила в университет.
Стипендию нам, иностранным студентам, назначили очень приличную -
500 рублей в месяц. И наше польское посольство доплачивало
немного. Для меня, привыкшей к более чем скромному достатку, эта
сумма казалась фантастической. В один из первых дней в заглянула
в университетский буфет, а там в продаже - свежая выпечка,
шоколад, несколько разновидностей пирожных, печенье, сгущенка!..
Ничего из этого никогда не пробовала. И, конечно, соблазнилась. С
того дня бегала в буфет, чтобы полакомиться, постоянно, чуть ли
не после каждой лекции. Это не замедлило сказаться: уже через
месяц прибавила в весе 10 кило. Потом еще пять. Ни в одно свое
платье не влезала.
Остановил меня мой собственный организм. В какой-то момент он
скомандовал: хватит! Это очень важно - вовремя остановиться,
перетерпеть. Наш организм вообще очень умный. Если к нему
внимательно прислушиваться, дружить с ним - не подведет.
- А где, скажем, научиться будущей женщине, матери культуре
движения, узнать, какие упражнения выполнять?
- Многие специалисты советуют начинать утро с зарядки и делать
ее ежедневно, круглый год. Наверное, это правильно. Однако я
зарядку не люблю и никогда ее не делаю. Мне куда милей упражнения
"нерегламентированные", которые можно выполнять в любое время
суток, в любых условиях. Во многом это связано с профессией.
Режим дня у артистки не такой, как у людей большинства других
специальностей. Ведь когда большинство отдыхает, мы работаем.
Из-за того, что концерты заканчиваются поздно, а еще надо
немножко прийти в себя после них, ложусь спать, как правило,
ближе к утру. Только отдохнула - уже пора собираться на
репетицию. На гастролях вообще себе не принадлежишь: концерты,
встречи со зрителями, приемы...
В молодости я выкраивала для "подзарядки" несколько минут на
репетициях. Встану в сторонке, чтоб никому не мешать, руки на
пояс и - поехали: круговые движения головой, наклоны туловища,
подъем на носки, перекат с носка на пятку... Совсем иначе
чувствуешь себя после этих несложных упражнений, даже
психологически. С возрастом, конечно, упражнения меняются. Если
до 30 лет главная задача у меня была - скинуть вес и не толстеть,
то затем требовалось "держать форму". Неизменными оставались
пешие прогулки.
- А почему вы предпочитаете прогулки, а не, скажем, бег
трусцой?
-Ускоренная ходьба, на мой взгляд, гораздо полезней. По
крайней мере для таких, как я, кто не ставит себе целью
достижение каких-либо других результатов, кроме чисто
оздоровительных.
Важно и другое. Во время ходьбы можно делать зарядку для лица
-мимическую гимнастику: напряжение и расслабление лицевых мышц.
Такую гимнастику женщина должна делать регулярно, начиная лет с
двадцати пяти, тем более что времени для выполнения этих
упражнений требуется не так много, 15 -20 минут, а польза
немалая.
Я приобщилась к мимической гимнастике вскоре после рождения
дочери. Способствовал тому один забавный эпизод. Как-то гуляла по
своему кварталу с маленькой тогда еще Илонкой. Шла, держа дочь за
руку, она что-то лепетала, забавно морща нос. Я не удержалась и
тоже стала "строить рожу" - надувать щеки, сдвигать брови к
переносице, водить глазами в разные стороны... И настолько
увлеклись мы с дочкой мимической игрой, что я не сразу заметила,
что прохожие оборачиваются на меня, посмеиваясь, а кто-то даже
крутит пальцем у виска. Но меня это не смутило, улыбалась
прохожим в ответ на их улыбки. В конце концов что важнее: ложная
стеснительность или собственное самочувствие, не в последнюю
очередь связанное с тем, как выглядишь?
Люблю движение в любом его проявлении. Отправляясь на
гастроли, вместе с концертными платьями кладу в чемодан ракетки и
волан для бадминтона. Я ведь в свое время довольно долго выбирала
между спортом и эстрадой. На первом курсе университета меня
пригласили в легкоатлетическую секцию спортклуба ЛГУ. С
удовольствием на предложение откликнулась, так как неплохо
прыгала в длину и высоту, хорошие результаты показывала в беге на
короткие и средние дистанции. Тренер не скрывал, что связывает со
мной определенные надежды.
Не меньше спорта привлекала и художественная самодеятельность.
Поэтому я стала ходить и в студенческий клуб, пела в хоре и с
ансамблем. Какое-то время буквально разрывалась между
тренировками и репетициями. В конце концов пришлось сделать
выбор.
- Каков ваш идеал женщины?
Влюблена была, например, в свою соотечественницу польскую
певицу Марылю Родович. В 1971 году, когда мы познакомились, она
была хрупкой девушкой (во что трудно поверить сейчас, глядя на
пышные формы Марыли, но у нее есть оправдание - она мать троих
детей) с огромным эмоциональным зарядом, полной неординарных
творческих идей. Как и Эдит Пиаф, которая была весьма
непривлекательной внешне, но необыкновенной душевной красоты
женщиной. Она испытала в жизни много горя, ее судьба - цепь
трагедий, разочарований, утешение нередко находила в спиртном. Но
на сцене была Богиней! Ее пение никого не оставляло равнодушным.
Я очень хотела познакомиться с ней, но, увы, опоздала. Впервые
после второй мировой войны ("после детства", как я обычно говорю)
приехала в Париж в 1965 году. А она скоропостижно умерла - в
1964-м... Нравилась мне и Далида, тоже французская певица, и она,
к сожалению, уже умерла - покончила с собой, находясь в
депрессии. Полная противоположность Пиаф: та -маленькая, эта -
высокая, та вне сцены невзрачная, эта - статная красавица.
Покорила меня и немка Марлен Дитрих. Она приезжала в Ленинград в
середине 60-х, выступала в Александринском театре. Было ей в ту
пору ни много ни мало 70 лет. А на вид -вполовину меньше!
Обаятельная, с тонкой талией, холеными руками и гладкой шеей, в
стильном наряде... Глядя на такую красоту, разве можно не
восхититься? Вообще красота для меня - не только внешние данные,
хотя, безусловно, они важны, а прежде всего чистота души. И в
этом смысле некрасивых женщин нет, есть женщины, которые не могут
себя открыть.
- Вам знакомо чувство "тихого ужаса" перед неизбежностью
старости, которая дает о себе знать женщине уже в 30-35 лет,
когда появляются первые морщинки, все менее упругими становятся
мышцы лица, появляется второй подбородок?
- Мне в жизни не встречался ни один человек - ни женщина, ни
мужчина, - который бы сказал, что старость его привлекает. Чаще
люди стараются не думать о "третьем возрасте". Психологически
это, может быть, и оправданно, однако... Когда старость придет, с
ней уже не поспоришь. Лучше встретить ее во всеоружии, с молодых
лет держа в уме простую истину: человеку столько лет, на сколько
он выглядит. И ни днем больше.
Людмила БЕЗРУКОВА, соб. корр "Труда".




08-12-2001, Труд