Фестиваль
ОЖИДАНИЕ НЕЖНОСТИ В СТОЛИЦЕ ПРОШЕЛ ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК
СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ.
Сергей БИРЮКОВ.
Контрабасист деловито двигает смычком, ударник элегантно машет
палочками, певица классическим жестом прижимает руки к груди,
открывает рот, закатывает глазки... Но не раздается ни звука. Это
- своеобразная "тихая кульминация" сочинения Софии Губайдулиной
"Висельные песни" на стихи Кристиана Моргенштерна, идущая под
вполне понятные смешки зала. Впрочем, "висельный юмор" - далеко
не единственное, чем интригует это сочинение нашей
соотечественницы, живущей в Германии. Есть здесь и открытый
гротеск, и колючая экспрессионистская взвинченность, и даже
настоящая лирика, которой все и заканчивается. Приятным открытием
стало искусство молодой певицы и актрисы Татьяны Бондаренко, в
арсенале которой - и речитатив, и инфантильный фальцет, и
"большой" вокал (подаваемый с заметной иронией). Судя по тому,
как "атаковала" исполнительницу после концерта публика Большого
зала Московского дома композиторов, у актрисы столичного театра
"Вишневый сад" и выпускницы ГИТИСа теперь появится масса новых
творческих предложений.
Концерт, на котором звучали также произведения Татьяны
Михеевой, Сергея Жукова, Виктора Сумарокова и других авторов,
стал одним из заключительных "штрихов" ежегодного фестиваля
премьер "Московская осень", проводимого Союзом композиторов
столицы при поддержке Министерства культуры РФ, комитета по
культуре правительства Москвы и других организаций.
Конечно, невозможно дать полную панораму праздника, длившегося
по традиции весь ноябрь: в некоторые дни проходило до четырех
концертов и спектаклей одновременно. Интересная особенность - в
этом году чрезвычайно порадовали слушателей 50-летние юбиляры.
Например, Юрий Евграфов - ради исполнения его замечательной
"Сапгир-симфонии" в Москву наведался один из лучших отечественных
коллективов - Саратовский театр хоровой музыки под руководством
Людмилы Лицовой. Или Ефрем Подгайц - автор, равно любимый и
взрослой, и детской аудиторией, дух творчества которого передают
уже сами названия сочинений: "Ожидание нежности", "Несмотря ни на
что" на стихи Риммы Чернавиной.
Увы, творческое горение редко бывает связано с долголетием,
особенно в наше тревожное время - и исполнением произведений
Альфреда Шнитке в Большом зале консерватории, Сергея Беринского
на одном из Симфонических собраний в Доме композиторов, некоторых
других авторов устроители отдали дань памяти безвременно ушедшим
коллегам. Зато порадовали по-прежнему находящиеся "в строю"
ветераны - мастер кантатно-ораториальных жанров Владимир Рубин,
знаменитые песенники Серафим Туликов, Александра Пахмутова...
Да, фестиваль охватил едва ли не все области музыки - от
симфонической до электронной, от "фольклоризма" до духовых
партитур... Наряду с москвичами праздник представил и авторов из
других городов и стран, даже дальнего зарубежья. А о том, что все
жанры хороши, кроме скучного, свидетельствовала высокая
посещаемость концертов. Этому, замечу, способствовала и забота
организаторов о посетителях. В этом году финансовое положение
Союза композиторов окрепло настолько, что позволило своевременно
оплатить отопление концертного зала, и слушателям уже не
приходилось кутаться в шубы.
08-12-1999, Труд