TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Малиновый звон чернещины

ТРЕХВЕКОВОЕ УКРАИНСКОЕ СЕЛО ВПЕРВЫЕ ОБЗАВОДИТСЯ ХРАМОМ.
Александр ЧЕПАЛОВ.
История села Чернещина, лежащего на стыке трех областей -
Харьковской, Донецкой и Луганской, - насчитывает больше 300 лет,
однако своей церкви здесь никогда не имелось. Верующие
отправлялись на богомолье в соседние села. И вот теперь красавец
храм почти готов. Его освящение произойдет в год 2000-летия
Рождества Христова.
Председатель Чернещинского коллективного сельхозпредприятия
"Новый шлях" Анатолий Криворучко любит повторять, что замыслы
добра и зла сначала возникают в чьей-то одной голове и лишь потом
находятся сторонники того или иного...
Идея строительства церкви в этих краях принадлежит именно ему,
Криворучко. На общем собрании сельхозпредприятия решено было
назвать новый храм Свято-Николаевским - в честь наиболее
почитаемого в народе святого.
Сначала думали возвести храм в центре села, потом на месте
заброшенного неплодоносящего сада. Но когда увидели проект Павла
Чечельницкого - маленький зодческий шедевр, "перекликающийся" с
известными архитектурными памятниками украинского барокко,
поняли, что в застроенной части села храму будет тесно. Тем более
что уже в проекте он был не отдельным сооружением, а одним из
зданий общественно-религиозного центра, где предусмотрены
воскресная школа, библиотека, уютный крестильный зал, часовня в
память односельчан, павших в Великой Отечественной войне, с
мозаичным панно в честь Божиих угодников.
Место храму нашлось на северной околице Чернещины, на берегу
"гусиного озера". Прихожане пойдут в церковь через мостик,
переброшенный от окраинных домов к южной части литой ограды, где
расположена часовня...
Пять лет назад приехал в Чернещину о.Василий, выпускник
Харьковской духовной семинарии. Из трех братьев, имеющих духовный
сан, он младший (средний, о. Богдан, благочинный, служит
неподалеку, в Харьковской епархии; старший, Иосиф, тоже
благочинный, имеет приход в Кашире под Москвой).
С приездом молодого священника в селе открылся молельный дом.
Для этого соорудили алтарь, нашли три колокола, стали собирать
пожертвования. Сам о. Василий чистил и реставрировал иконы,
оказавшиеся у многих сельчан в сундуках или на чердаках. Находки
несли в молельный дом и на квартиру, к о. Василию.
Чем выше поднимались стены храма, чем оживленнее кипела работа
на стройке, тем чаще приходили люди в молельный дом с просьбами о
крещении и венчании, заказывали панихиды. Шли исповедоваться,
причащаться. Нередко родители приводили детей - побыть на службе,
послушать, как звонят-заливаются колокола. Потянулись в приход и
из других сел Боровского района, даже из соседних областей. И
обязательно при этом заглядывали на стройку, ахали от восхищения.
Чернещина - село относительно небольшое: 275 дворов, примерно
800 жителей. Почти все трудоспособные - колхозники, как они сами
себя по привычке называют, а по-нынешнему - работники
коллективного сельхозпредприятия "Новый шлях".
Чем глубже знакомишься с жизнью чернещинцев, тем больше
убеждаешься: выбрали они для себя в конечном счете не тот
коммунизированный "новый путь", а вполне традиционный, понятный
крестьянину. Правда, хотя у каждого члена сельхозпредприятия свой
земельный пай, на индивидуальное фермерство пока мало кто
решается.
Недавно на общем собрании послышались некоторые недовольные
голоса атеистов: дескать, если бы не строительство храма, то и
зарплата у сельчан была бы выше. И тогда Анатолий Криворучко
попросил подняться тех, кто в уходящем году стал хуже жить. Зал
притих, засмеялись, никто не поднялся...
В самом деле, задержка зарплаты или натуроплаты здесь -
событие чрезвычайное. Стабильность и относительное благополучие
предприятия результат рачительного хозяйствования. Здесь следят,
чтобы добро не разбазаривалось, умеют поддерживать в рабочем
состоянии сельхозтехнику. Действуют мясной цех, маслобойня,
крупорушка, пекарня. В село ведут хорошие дороги, здесь есть газ,
вода, 70 процентов домов телефонизированы. Родители и их чада
довольны и детским садом, и школой. Пенсионерам предлагают услуги
и продукты по "местным", невысоким ценам.
Основа нынешнего благополучия большинства сельчан - труд.
Здесь не в чести пьяницы и лодыри. Желающие заработать всегда
имеют такую возможность. Хорошо получают, особенно на сезонной
работе, механизаторы и доярки. Правда, есть и такие, кто
довольствуется прожиточным минимумом. Но это, как говорят
трудолюбивые, - "их проблемы"...
Пример истинного трудолюбия показывает и бригада, возводящая
Свято-Николаевский храм. Ее возглавляет бывший архитектор
Изюмского оптико-механического завода Виктор Калиниченко.
Необычный строительный объект притягивает людей честных,
профессионалов, стремящихся сделать работу надежно, качественно.
Да и смежные организации, к которым обращаются строители, никогда
не отказывают в оперативной помощи. Вторым ктитором храма стал
директор харьковского завода "Электротяжмаш" Владимир Тимощенков
- под его руководством были сделаны наиболее сложные монтажные и
сварочные работы. В соседней Луганской области изготовили кирпич
нестандартной формы, чтобы соблюсти точную конфигурацию всех 98
углов храма. В общем, эта стройка стала поистине народной. Немало
и тех, кто предлагал на возведение храма свои сбережения.
Сотворение "чернещинского чуда" давно стало событием далеко не
местного масштаба.
В разговоре с Анатолием Криворучко я касался вопроса о том,
что же подвигло его и сельчан в это не самое легкое время на
строительство храма. Он избегает "высоких" слов, но ясно, что это
- показатель ориентации на прочную перспективу, немыслимую без
духовности. И сам первый ктитор храма Анатолий Криворучко, и
большинство сельчан - люди ищущие надежных опор веры - и не
только в собственно религиозном смысле. Чернещинцы верят, что их
жизнь, основанная на началах добра, трудолюбия, уважения к себе и
друг к другу, действительно зависит от них и будет становиться
все лучше.
Неким "символом веры" сельчан, стремления к духовности, к
традициям здорового сельского уклада жизни и стало строительство
общественно-религиозного центра в селе.




08-12-1999, Труд