Сначала - построим дороги
ЦВЕТ ЗНАМЕНИ МОЖНО ВЫБРАТЬ ПОТОМ.
Людмила Карамышева.
В уходящем году на Дону построено и отремонтировано сельских
дорог в 10 раз больше, чем в предыдущем. К 2005 году с
бездорожьем решено покончить.
Развитию России, как сказал классик, всегда мешали две главные
беды - дураки и скверные дороги. Говорить об устранении первой,
пожалуй, рановато. Тут слишком мало поводов для оптимизма. А вот
что касается бездорожья, на карте страны сегодня можно отыскать
места, где с этой бедой научились справляться.
Скоростные комфортные дороги связывают сегодня Ростов с
другими городами области. Общий объем ежегодного строительства и
капитального ремонта дорог областного назначения колеблется от
1300 до 1600 километров. Между тем в лучшие из застойных лет он
не достигал и 200.
Откуда деньги в наше трудное время? Естественно, небо с
посыпавшимися с него "зелеными" или "деревянными" здесь ни при
чем. Перво-наперво дорожной отрасли Дона повезло с руководителем.
12 лет назад им стал Виктор Топилин. Судьба попеременно бросала
его из жары в холод. Через несколько лет после окончания
автодорожного техникума, затем - строительного института (и везде
красный диплом) он строил дороги в Афганистане. При 50-градусном
пекле четыре года тянул 320-километровую трассу. Кстати, он один
среди русских коллег выучил афганский язык, чем снискал уважение
местных жителей. В таежной Сибири впоследствии пробивал трассу к
знаменитой Саяно-Шушенской ГЭС. Затем, очутившись вновь на родном
Дону, был весьма удивлен махровым бездорожьем: даже не ко всем
районным центрам вели дороги с твердым покрытием. Не говоря уж о
мелких хуторах и селах.
"Пробил" в верхах областную комплексную программу по
ликвидации бездорожья. Этому способствовало и депутатство Виктора
Михайловича. Уже подряд второй созыв он вместе с областными
думцами формулирует и принимает законы. Принятие областной
программы "Дороги Дона", одобренной и поддержанной губернатором,
утверждение Законодательным Собранием областного закона "Об
автомобильных дорогах Ростовской области", а также "Временного
положения "О развитии сельских автомобильных дорог" - пример
удачного лоббирования Топилиным интересов жителей области.
Совсем недавно проехал он по засушливому востоку, откуда отток
населения в другие районы был особенно ощутим. Не без интереса
для себя узнал, что в хуторе Моисеевском Дубовского района
впервые за последние 10 лет поселились новоселы. Связано это с
появлением новой дороги. То же самое произошло и в небольшом селе
Валуевка Мясниковского райна. Всего лишь полтора километра было
недотянуто до ближайшей трассы, тем не менее жизнь селян
постепенно приходила в упадок.
Когда дорога появилась, здесь открылся магазин, нашлись первые
покупатели на стоявшие прежде заколоченными дома. Существенно
потеснено бездорожье и в других районах. Оделась в асфальт трасса
Ремонтное - Заветное, сданы дороги Савдя - Тюльпанный, Ремонтное
- Киевка. Сделаны подъезды более чем к двум десяткам хуторов и
поселков. К 2005 году с сельским бездорожьем намечено покончить.
Губернатор области Владимир Чуб, кстати, весьма проникшийся
поднятыми проблемами, подписал постановление N255, из которого
следует, что ростовское управление автомобильных дорог,
возглавляемое Топилиным, должно принять на баланс дороги, что
ведут к селам и хуторам. Взяв их под свое крыло, Ростовупрдор
должен добиться их соответствия нормативным требованиям,
предъявляемым к дорогам общего пользования. За 5 последних лет
было доведено до "кондиции" лишь 503 километра. Если такими
темпами двигаться, прикинул Топилин, жизни целого поколения не
хватит. Вместе с тем остающиеся 2550 километров грунтовки с осени
до весны "отрезают" от нормальной жизни более 600 населенных
пунктов.
Это - с одной стороны. А с другой - денег для строительства
сельских трасс требуется немало. Взять их неоткуда, поскольку
ежегодные средства Территориального дорожного фонда составляют
сумму в 5 раз меньшую.
Пришлось искать выход. Несколько "поднажав" на специалистов
Ростовупрдора, которые не сразу поняли своего начальника, вместе
с ними разработал новую методику. На Дону научились делать дороги
быстрее прежнего, за счет трехкратной экономии времени на
разработке проектно-сметной документации, новой технологии и
новейшей импортной техники.
Как известно, в свое время Америка устремилась к
экономическому процветанию по высокоскоростным хайвеям, Италия -
по замечательным автострадам, Германия набирала очки, строя свои
автобаны. Россия, теряя годы, тем временем застревала в
бездорожье. Может быть, прав Виктор Топилин, считающий, что к
экономической мощи нашу страну приведут надежные дороги, а "цвет
знамени можно выбрать и потом"?
08-12-1999, Труд