TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Где деньги звенят, там и мап

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО ПРЕДЛАГАЕТ БОРОТЬСЯ С МОНОПОЛИЯМИ
МЕТОДОМ "НАЕЗДА".
Западные юристы, еще в начале прошлого века убедившиеся в
опасности монополизма, создали соответствующие структуры и
разработали объемистое законодательство, где строго определено,
"что такое монополия и как с ней бороться".
Есть Министерство РФ по антимонопольной политике - у нас,
кстати, одно из немногих, уцелевших при перетасовках в
правительстве. Правда, его позиция, к сожалению, часто
непредсказуема. Покажем это на примере. Скажем, его мишенью с
регулярностью, явно достойной лучшего применения, оказывается
Сберегательный банк. Может быть, он и заслуживает нареканий. Но
почему со стороны МАП в адрес Сбербанка чаще всего раздаются
постоянные упреки в чрезмерных - по сравнению с другими банками -
возможностях инвестирования в коммерческие проекты? Догадаться
нетрудно: банков, желающих инвестировать в российскую экономику
пока немного, но и они заинтересованы в том, чтобы на этом рынке
у них не было соперников.
Возможно, именно поэтому МАП не попыталось возразить против
банковской реформы, которая предусматривала картельное соглашение
10-15 крупнейших банков? Все остальные банки тем самым оказались
бы обреченными на голодную смерть. И конкуренция в банковской
сфере практически исчезла бы.
Зато возмущает МАП участие государства в лице Центрального
банка в капиталах Сбербанка, Внешторгбанка и нескольких
зарубежных банков, оставшихся с советских времен. Напомним,
именно государственное присутствие в этих банках значительно
смягчило последствия августовского кризиса 1998 года, обеспечив
сохранение немалой части накоплений граждан и предприятий. И пока
не выстроены альтернативные технологии защиты финансовой
инфраструктуры, подобный простейший метод необходим и неизбежен.
Министерство же настаивает на скорейшей распродаже
государственной доли акций. Причем всем известно, что при такой
спешке акции скорее всего уйдут за рубеж - в России сейчас просто
нет свободных средств, достаточных для их приобретения. То есть
ключевые звенья инфраструктуры страны окажутся у тех, кто пока
ничем не доказал благих намерений. Вероятно, среди потенциальных
покупателей найдутся желающие щедро оплатить возможности,
предоставленные им чиновниками.
Надо сказать, "наезды" на Сбербанк компенсируются довольно
интересным способом. Пытаясь отнять у него рынок инвестиций, МАП
взамен пытается передать ему богатейший из региональных рынков -
московский. Министерство уже несколько раз, в разных формах и по
разным поводам, требовало, чтобы счета московских бюджетных
организаций были изъяты из Банка Москвы и размещены по конкурсу.
Кстати, вовсе не обязательно, что победит в этом конкурсе
именно Сбербанк. На московском рынке хватает и других банков -
помельче, но зато благодаря своей частной природе очень активных.
О многих из них даже ходят упорные слухи, что они проталкивают
свои интересы далеко не по-рыночному. И уж во всяком случае
деньги, попавшие в эти банки, окажутся не подконтрольны своим
владельцам.
Между тем главный акционер Московского муниципального банка -
Банка Москвы - московское правительство. То есть этот банк
контролируется настолько, что применительно к бюджетным счетам
может считаться своеобразным казначейством. И пока структура
общегосударственного казначейства в Москве не развита и на сотую
долю необходимого в таком динамичном хозяйстве, именно
муниципальный банк оказывается наивыгоднейшим хранилищем
городских денег
Да еще вдобавок и надежнейшим. Август 1998-го похоронил под
обломками частных банков несметные бюджетные средства. А вот Банк
Москвы, чьи владельцы не могли и не хотели уводить остатки
капиталов невесть куда, уцелел и спас практически все московские
финансы (кое-что все же пропало в тех самых уполномоченных
частных банках, которые МАП считает более соответствующими своим
представлениям об "антимонополизме").
Естественно, суды регулярно отвергают все претензии МАП к
Банку Москвы. Но ведомство не сдается: ведь если кто-то, не
обладающий безграничным могуществом реальных монополий, сумеет
отбиться от него, будет создан прецедент, чреватый крахом
главного борца с мнимыми монополиями. Поэтому взамен
опровергнутых обвинений немедленно выдвигаются новые. Пусть и
нелепые. Например, министерство заявило, что руководители Банка
Москвы по телефону угрожали сотрудникам министерства всякими
бедами, вплоть до откровенно криминальных...
А пока появляются предписания изъять бюджетные счета из
муниципального банка: вынуть деньги из собственного кошелька и
разбросать по нескольким уполномоченным.
Забавно, что это предписание МАП противоречит и требованиям
других федеральных ведомств. Те давно уже добиваются сведения к
минимуму числа крупных счетов одной из той же структуры в разных
финансовых учреждениях - это упрощает контроль коммерческой
деятельности и полноты уплаты налогов. Схема же, предлагаемая
МАП, приведет как раз к распылению бюджетных средств, что
невыгодно владельцу денег и неудобно контролерам. Вопрос:
антимонопольна ли такая политика Министерства по антимонопольной
политике?
Евгений ГУДИН.




09-01-2002, Труд